Какой материал для изготовления сабвуфера лучше использовать

Материал для изготовления сабвуферного короба, какой лучше?

При создании своего сабвуфера и для его качественного и громкого звучания следует учитывать большое количество важных нюансов. К примеру, какой динамик к сабвуферу вы приобрели, на сколько правильный у вас короб, хватает ли мощности усилителя, достаточно ли усилителю мощности питания и т. д.

В этой статье мы затронем один из многих вопросов, который поможет вам приблизиться к более громкому и качественному басу. А именно ответим на вопрос, из какого материала лучше всего изготовить короб для сабвуфера?

Почему сабвуфер без короба не играет?

Если мы из короба работающего сабвуфера извлечём динамики, то обнаружим, что бас, который он качественно воспроизводил, исчезнет. То есть сабвуфер без короба (акустического оформления) не играет! Почему так происходит? Сабвуфер создаёт звуковые колебания в обе стороны, т. е. вперёд и назад.

Если между этими сторонами нет экрана, звуковые колебания заглушают друг друга. Но если мы поместим сабвуферные динамики в закрытый ящик, то сможем разделить переднюю и заднюю часть сабвуфера и получить качественный звук.

К слову, в фазоинверторе короб работает несколько по другому принципу, он воспроизводит звук в одном направлении, что увеличивает громкость по сравнению с З/Я примерно в 2 раза.

Принцип работы сабвуферных коробов

Вы скажете, зачем нам эта муть с частотами, волнами и коробами? Ответ прост, мы хотим наглядно и просто продемонстрировать вам, как влияет материал, из которого изготовлен короб на качество конечного результата.

Что происходит если короб сделан из не качественного материала

Теперь давайте представим, что вы сделали короб из бабушкиного шкафа, т. е. применили материал ДСП, который имеет толщину всего 15 мм. После этого изготовили из него сабвуфер средних мощностей. Что получится в результате?

Из-за недостаточной толщины стенок жёсткость короба занижена. При воспроизведении звука стенки короба начинают вибрировать, т. е. весь короб превращается в излучатель, звуковые волны, которые короб резонирует, в свою очередь гасят волны, которые излучает динамик с лицевой стороны.

Помните, мы говорили, что сабвуферный динамик без короба просто не может воспроизводить бас. Так и маложесткий короб будет создавать только частичное экранирование, которое не сможет полностью удержать взаимопроникновение звуковых волн, излучаемые динамиками сабвуфера.

В результате, снижение уровня отдаваемой мощности и искажение звука.

Каким же должен быть сабвуферный короб

Ответ прост. Основное требование, которому должен соответствовать сабвуферный короб, это его жесткость и прочность. Чем жестче стенки, тем меньше вибрации, которые создаёт сабвуфер при работе.

Конечно, в теории идеальным будет считаться короб, сделанный из керамической плиты или отлитый из свинца с 15 см стенками, но конечно, можно считать это за бред, т. к.

такие сабвуферы будут иметь не только дорогое производство, но и огромный вес.

Виды и сравнение материалов для сабвуфера

Рассмотрим реальные варианты материалов для изготовления сабвуфера и постараемся дать небольшое заключение по каждому из них.

Фанера

Лучше влагостойкая. На наш взгляд, это один из достойнейших материалов для изготовления акустического оборудования.

Но есть и пара минусов;

  • Это самый дорогой материал.
  • Проблемно найти фанеру толщиной более 18 мм.
  • При большой площади стенок начинает «звенеть» (нужны дополнительные рёбра жесткости или распорки)

МДФ

Сейчас набирает большую популярность. Он является неким промежутком между фанерой и ДСП. Основной его плюс — это меньшая, чем у фанеры цена (примерно как у ДСП) хорошая жесткость (но не дотягивает до фанеры). Легко пилится. Влагостойкость выше, чем у ДСП.

  • Проблемно, но возможно найти, толщину более 18 мм.

ДСП

Дешёвый, распространённый материал. Есть в каждой мебельной компании, в этих же компаниях можно заказать и распил. Этот короб вам обойдётся в 2-3 раза дешевле чем из фанеры. Недостатки:

  • Очень маленькая жесткость материала (пример про бабушкин шкаф выше).
  • Не влагостоек. Хорошо впитывает влагу и рассыпается. Особенно опасно если в ваш багажник попадает вода.

Как увеличить жесткость короба?

  1. Первое, самое простое и самое очевидное. Это толщина материала, чем толще материал, тем больше жесткость. Советуем при изготовлении сабвуфера использовать материалы как минимум 18 мм, это золотая середина.

     Если же ваш сабвуфер имеет мощность более 1500w RMS, то не будет лишним выбрать толщину материала 20 мм и более. Если у вас возникли сложности с поиском толстостенных материалов, можно воспользоваться следующими рекомендациями.

  2. Вариант, который добавит жесткости вашему коробу, это изготовление двойной передней стенки. Т. е. лицевой части, в которой установлен динамик. Эта часть сабвуфера больше всего подвержена нагрузке при его работе. Поэтому имея ширину материала 18 мм, сделав переднюю стенку двойной мы получаем 36 мм.

    Этот шаг существенно добавит жёсткости коробу. Также следует делать это при условии, что ваш сабвуфер имеет RMS(номинальную мощность) более 1500w. В случае если у вас сабвуфер на меньшую мощность, например,700w,переднюю стенку также можно сделать двойной. Смысл в этом есть, хотя эффект от таковогобудет не очень большой.

  3. Ещё совет, используйте распорки внутри сабвуфера для добавления дополнительной жесткости. Особенно это хорошо работает, когда сабвуфер имеет большой объём. Допустим у вас в коробе стоят два 12-дюймовых сабвуфера (динамика). В середине жесткость короба будет самой маленькой из-за большой площади.

    В этом случае вам не помешает укрепить конструкцию и установить распорку на этом месте.

Вот и всё что мы хотели вам рассказать про материалы для сабвуфера. Если эта статья помогла вам, оцените её по пятибалльной шкале ниже.

Источник: https://CarAudioInfo.ru/subwoofer/materialy-dlya-izgotovleniya-sabvufernogo-kroba.html

Короб для сабвуфера (изготовление) — logbook Nissan Terrano TERranoMINATOR 1987 on DRIVE2

После распиловки фанеры 21 мм., продолжаем изготавливать Короб для сабвуфера под динамик Alphard Magnum M12D4, а именно:1) Делаем фаску (скругление) краёв лицевой стороны в 5 мм.

;2) Обрабатываем внутреннею поверхность стенок с помощью акриловой краски;3) Сверлим отверстия под крепёж с фаской под потайной саморез;4) Собираем все стенки короба для сабвуфера и крепим их с помощью жидких гвоздей с жёсткой фиксацией саморезов 3,8 x 64 мм.

;5) Выравниваем наружную поверхность шпаклёвкой;6) Подготавливаем наружную поверхность под покраску с двухкомпонентным выравнивающим грунтом с последующей покраской однокомпонентной акриловой эмалью чёрного цвета;7) Оклеиваем кож-замом боковые стенки короба сабвуфера;8) Устанавливаем декоративные защитные уголки;

9) Устанавливаем доработанный аудио терминала Primer 105 мм.

Начнём:

Zoom

Фанера 21 мм для изготовления короба для сабвуфера

Zoom

Материал для сборки короба (Шпатлёвка, саморезы, 2-х компонентная акриловая краска)

Zoom

Подручный материал для сборки короба (Жидкие гвозди, 2-х компонентная выравнивающий грунт)

Zoom

Подготовка после распиловки фанеры 21 мм, к сборке короба для сабвуфера

— После распиловки предварительно собираем короб для проверки соосности деталей.

Zoom

Собранный короб для проверки соосности деталей короба сабвуфера

— Фаску (скругление) делаем с помощью фрезы 5 мм, она придает эстетический внешний вид короба. Так же при изготовлении фаски делаем скругление углов для установки защитных уголков.

Zoom

Изготовление фаски

— Для обработки внутренних стенок короба используем одно компонентную акриловую эмаль чёрного цвета, она должна защищать обрабатываемую поверхность от влаги, т.к. короб находиться непосредственно в автомобили, что является неблагоприятной средой для плотно склеенных слоев древесины.

— Делаем разметку на внешних сторонах под отверстия фаской под потайной саморез, после чего сверлим отверстия.

Zoom

Разметка отверстий под крепёж

Zoom

Сверление отверстий под крепёж с фаской под потайной саморез

— Собираем все стенки короба для сабвуфера и крепим их с помощью жидких гвоздей с жёсткой фиксацией саморезов 3,8 x 64 мм.;

Zoom

Сборка короба с помощью жидких гвоздей и жёсткой фиксацией саморезов

Zoom

Фиксация стенок короба с помощью жидких гвоздей + саморез 3,8 x 64 мм

— Для устранения неровностей поверхности используем шпатлёвку VGT «ЭКСТРА» по дереву, данная шпатлёвка обеспечивает высокую водостойкость, твёрдость и прочность покрытия, что хорошо подходит для экстремальных (перепад температур, вибрации, влажность, и т.п.) условий эксплуатации короба сабвуфера.

Zoom

Обработка поверхности шпатлёвкой VGT «ЭКСТРА» по дереву

— Для подготовки поверхности под окраску используем 2-х компонентный выравнивающий грунт, я же использовал грунт фирмы Dur UHS, неплохое сочетание цена=качество.

Zoom

Обработка короба сабвуфера 2-х компонентным выравнивающим грунтом

Zoom

Обработанный короб 2-х компонентным выравнивающим грунтом фирмы Dur UHS

— Окрашиваем поверхность короба для сабвуфера однокомпонентной акриловой эмалью, я же использовал самую дешевую акриловую эмаль фирмы Reoflex RX E-01 чёрного цвета.

Zoom

Окрашиваем поверхность однокомпонентной акриловой эмалью фирмы Reoflex RX E-01

Zoom

Окрашенная лицевая сторона короба сабвуфера

Zoom

Короб сабвуфера после окраски акриловой эмалью фирмы Reoflex RX E-01

— Для придания красивого эстетического вида, перетягиваем внешние боковые стенки короба текстурированным кожзаменителем чёрного цвета. Материал очень прочный, защищает поверхность от небольших механических воздействий, а так же придаёт красивый эстетический вид сабвуфера. Для перетяжки кожзаменителем я использовал жидкие гвозди с последующим разглаживанием поверхности с помощью утюга.

Zoom

Обратите внимание

Перетяжка внешних боковых стенок короба текстурированным кожзаменителем чёрного цвета

— После перетяжки короба устанавливаем вторую стенку короба сабвуфера для усиления звукоизоляции, а так же уменьшения резонанса тыльной стороны короба сабвуфера.

Zoom

Установка дополнительной стенки для звукоизоляции и уменьшения резонанса задней стенки сабвуфера.

— При окончательной сборки короба устанавливаем доработанный аудио терминал Primer 105 мм и прикручиваем декоративные защитные уголки.

Zoom

Установка доработанного аудио терминала Primer 105 мм и декоративных защитных уголков

Zoom

Внешний вид готового короба для сабвуфера

В целом сборка короба под сабвуфер закончена, корпус получился очень красивым, но могу сказать, что весь процесс очень трудоёмкий, надеюсь после установки динамика Alphard Magnum M12D4 результат по звуку будет достойным.

Смотрим фото, задаём вопросы и оставляем комментарии.

Фанера 21 мм, 1525х1525мм, сорт 4/4 — 910,00 руб.Распил — 500,00 руб.Саморезы OMAX 3,8 x 64, 2 кг — 450,00 руб.Шуруп (нерж. А2) Fischer pz2 3.5×25 — 100,00 руб.Клей момент Монтаж МВ-100 1шт. — 259,00Шпатлевка VGT «ЭКСТРА» по дереву 0,4 кг — 100,00 руб

Краска акрил. REOFLEX (0,5кг) черн.1К 0,5 кг. — 225,00 руб.

Источник: https://www.drive2.com/l/9420484/

myscript.ru

Расторжение брака в суде. Скачать образцы и бланки документов. Семейный кодекс РФ о разводе.Для расторжения брака достаточно желания одного из супругов. Если муж или жена захотят развестись, то брак будет расторгнут в любом случае.

Читать далее »

Почему возникает учащенное сердцебиение после алкоголя? Спиртное вредно для сердечнососудистой системы, поражая сердце и сосуды токсинами. Под их воздействием ткани начинают функционировать со сбоем, что вызывает повышение артериального давления, неритмичное сокращение мышцы сердца и учащенное сердцебиение после алкоголя.

Читать далее »

Замшевая обувь Обувь из такого материала не подходит для повседневной носки и требует особого ухода. Но если знать все нюансы замшевые изделия прослужат не один сезон. К тому же разнообразие и модные тенденции каждого года не оставляют равнодушными любых потребителей.

Читать далее »

Ответы на экзаменационные вопросы по первой помощи (с комментариями). В связи со вступлением в силу приказа Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г.

№ 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (зарегистрирован в Минюсте России 16 мая 2012 г.

№ 24183) в некоторые экзаменационные билеты на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В», «С» и «D» c 01.03.2013 были внесены определенные изменения.

Читать далее »

Что такое фораминальная грыжа? Фораминальная грыжа межпозвонковых дисков чревата стремительным прогрессированием заболевания и ярко выраженными болями, влияющими на качество жизни человека.

Читать далее »

Какие документы нужно оформить для возврата товара? Часто так случается, что мы торопимся во время покупки или просто невнимательно рассматриваем товар в магазине.

Читать далее »

Бронхиальная астма является очень серьезным и, к сожалению, достаточно распространенным заболеванием.

В наше время специалисты отмечают тенденцию к росту количества всевозможных аллергических реакций, к ним относится и бронхиальная астма, и причиной тому служит неблагоприятная экологическая обстановка, а также масса прочих факторов (таких как, вредные красители, неправильное питание, лекарственные препараты), которые стремительно появляются в нашей жизни в XXI веке.

Читать далее »

Долг по алиментам на ребенка – как взыскать после 18-летия? Выплату алиментов обычно производят до наступления совершеннолетия ребенка, но существуют ситуации, когда законодательство предусматривает продолжение алиментных правоотношений после восемнадцатилетия.

Читать далее »

Алкоголизм Алкоголизм – признаки, симптомы, стадии, причины и методы лечения Одной из самых распространенных и тяжелых психологических болезней является алкоголизм. Встречается диагноз не только среди мужчин.

Читать далее »

Холестерин: естественные методы поддержки нормального уровня липидов в крови Врачи , занимающиеся проблемами сердечно-сосудистой системы, ещё не так давно акцентировали внимание на проблеме содержания холестерина в организме человека.

Читать далее »

Как вывести масляную краску с одежды Еще 20-30 лет назад масляная краска была незаменима в каждом доме. Ею красили стены и полы в жилых помещениях. Запах сохнущей краски хорошо знаком всем с детства.

Читать далее »

Кухня является одним из основных помещений в любой квартире, в котором все члены семьи не только трапезничают, но и принимают гостей. К сожалению, в большинстве случаев, все квартиры вторичного рынка обладают 6-метровой кухней.

Читать далее »

Сужение сосудов головного мозга: основные причины и характерные симптомы, правильное лечение Сужение сосудов головного мозга — серьезное патологическое нарушение, которое полностью зависит от особенностей организма и требует индивидуального подхода в анализе причин и симптомов для назначения адекватного лечения.

Читать далее »

Выбираем кухонную вытяжку – все виды и функции кухонных вытяжек Чтобы лишний пар и запахи не распространялись по квартире, впитываясь в обои и мебель, а уходили на улицу, современный рынок бытовой техники предлагает простое (и часто даже вписывающееся в дизайн) решение – вытяжку.

Читать далее »

Главная » Наследство » Как отвечает наследник по долгам наследодателя Когда говорят о наследстве, то, как правило, представляют себе недвижимость или транспортные средства, которые становятся собственностью наследников.

Читать далее »

Морозильная камера работает нормально, а холодильник не морозит Иногда с бытовыми холодильными агрегатами случается неприятная ситуация — морозильная камера работает, холодильное отделение не охлаждается.

Читать далее »

Часто задаваемые вопросы Можно ли у вас заказать ортопедическую обувь с жестким задником? Дело в том что мы живем в Республике Саха Якутия, у нас нет возможности приехать к вам.

Читать далее »

Вопросы юристу по Трудовому кодексу бесплатно круглосуточно Главная » Консультация юриста » Вопросы юристу по Трудовому кодексу бесплатно круглосуточно Отсутствие дисциплины и нарушение графика работы, порядка увольнения, невыплата выходных пособий – скорее всего, все встречались с аналогичными нарушениями на рабочем месте.

Читать далее »

Учащенное сердцебиение после принятия алкоголя Употребление алкоголя, даже в небольших количествах, отрицательно сказывается на работе сердца. Ткани сердца, на которые оказали воздействие алкогольные токсины, начинают работать в неблагоприятном режиме, что способствует резкому увеличению артериального давления.

Читать далее »

Высокое артериальное давление обычно не имеет никаких симптомов до тех пор, пока не произойдёт повреждение органов- мишеней У здорового человека сердце бьётся (сокращается) с частотой 60 80 ударов в минуту.

Читать далее »

Холестерин — это липид жир , который в основном образуется в печени и имеет ключевое значение для нормального функционирования организма. Холестерин присутствует в наружном слое плазматической мембране каждой клетки нашего тела и имеет множество функций.

Читать далее »

Легкий способ похудеть Аллена Карра Поиски легкого способа похудеть, который бы позволил привести вес в норму и поддерживать его, занимают умы многих людей.

Читать далее »

Где получить свидетельство о расторжении брака после решения суда Как после решения суда получить свидетельство о расторжении брака Свидетельство о расторжении брака – это сертификат государственного образца, который выдается мужчине и женщине в том случае, если они решили развестись.

Читать далее »

Торт из сухой молочной смеси Помните вот здесь в срочных вопросах я от имени Ульяны спрашивала про рецепт торта из детской смеси Малютки? Ульяна написала мне с вопросом, не знаю ли я такого рецепта торта со времен СССР, потому что с этим тортом у нее связано много хороших, детских воспоминаний, мама пекла такой тортик на каждый новый год, но рецепт к сожалению утерян, а так хотелось бы его повторить сейчас уже для своего ребенка.

Читать далее »

Торт из сухой молочной смеси Помните вот здесь в срочных вопросах я от имени Ульяны спрашивала про рецепт торта из детской смеси Малютки? Ульяна написала мне с вопросом, не знаю ли я такого рецепта торта со времен СССР, потому что с этим тортом у нее связано много хороших, детских воспоминаний, мама пекла такой тортик на каждый новый год, но рецепт к сожалению утерян, а так хотелось бы его повторить сейчас уже для своего ребенка.

Читать далее »

Ответственность наследников по долгам наследодателя в Римском праве Главная » Наследство » Ответственность наследников по долгам наследодателя в Римском праве Кончина принципала (должника) привела к вопросу римлян: как данный юридический фактор может повлиять на те или иные отношения.

Читать далее »

Суть ее в том, что у некого человека были долги по алиментам перед своими детьми. Но гражданин умер, а этот долг остался. Его наследники получили каждый свою часть наследства.

Читать далее »

Атеросклероз сосудов нижних конечностей представляет собой дегенеративно-обменный процесс, характеризующийся поражением отдельных участков кровеносных сосудов.

Читать далее »

Как гладить брюки со стрелками? Обязательное условие безупречного облика джентльмена — стрелки на брюках. Деловой человек должен иметь всегда аккуратный, респектабельный вид, поэтому нужно знать, как правильно гладить брюки со стрелками.

Читать далее »

А.Кудрин: ситуация на финрынке не требует экстренных мер поддержки Негатив из США и Европы на прошедшей неделе резко ухудшил ситуацию на мировых финансовых рынках.

Читать далее »

Как удалить старое жирное пятно с одежды Бывают случаи, когда даже у самой внимательной хозяйки появляются проблемы с трудно выводимыми пятнами на одежде.

Читать далее »

Правильный самогон из яблок — рецепты браги и перегонка Приготовление самогона из яблок — отличный способ переработки опавших плодов. Если запасы варенья и консервированного сока превышают все разумные пределы, самое время разобраться в этой технологии.

Читать далее »

Иммунная система защищает организм человека от попадания вредных бактерий и вирусов. Аллергия приводит к тому, что организм начинает бороться даже с абсолютно безвредными веществами.

Читать далее »

Главная » Консультация юриста » Консультация юриста при покупке квартиры Приобретение объекта недвижимого имущества, в особенности, когда речь идет о жилой недвижимости, становится одним из важнейших событий в жизни большинства людей.

Читать далее »

Источник: https://myscript.ru/zvuk/rassmotrim-podrobno-iz-chego-luchshe-sdelat-korob-dlya-sabvufera

Изготовление сабвуфера для автомобиля

Сабвуфер — это низкочастотный динамик, установленный в корпус. Он предназначен для воспроизведения звука низкой частоты. Тема этой статьи — изготовление сабвуфера своими руками.

Наш рассказ о том, как собрать сабвуфер, необходимо предварить небольшим экскурсом в теорию. Корпус выступает в роли акустического оформления, требуемого для изоляции звуковых волн, излучаемых передней и задней стороной диффузора динамика, так как при их встрече происходит самозатухание, называемое коротким замыканием.

Виды конструкций акустического оформления

Бесконечный экран (freeair)- головка динамика устанавливается в усиленную заднюю полку автомобиля. Несмотря на простоту установки, используется редко ввиду низкого звукового давления, а также переменой звучания в зависимости от наполненности багажника. Возможна реализация только в автомобилях с кузовом седан.

Закрытый ящик — наиболее распространённый корпус сабвуфера. Закрытая коробка достаточной жесткости полностью изолирует звуковые колебания, излучаемые тыльной стороной головки.

Для лучшего затухания звуковых волн внутри корпуса ящик внутри обклеивают звукопоглощающим материалом: войлоком, ватой или поролоном толщиной не меньше 2см. Из плюсов — простота расчетов и изготовления. Также динамики в таком корпусе легко переносят пиковую нагрузку.

Закрытый ящик подходит для прослушивания музыки с богатым тональным окрасом. Минус один, но существенный. Это низкий коэффициент полезного действия сабвуфера, так как половина звуковых волн «остается» в ящике.

Фазоинвертор. Представляет из себя закрытый ящик с выходом порта, через который звуковая волна от тыльной стороны головки выходит из ящика наружу. Тоннель имеет круглую или прямоугольную форму. Именно этот порт и называется фазоинвертором.

Он имеет определённый размер и место установки, благодаря чему меняет фазу проходящей через него звуковой волны. Звук от задней стороны динамика накладывается на звук от передней стороны, увеличивая коэффициент полезного действия.

Это позволяет получить звуковое давление в два раза больше, чем при закрытом корпусе. Однако такой корпус более сложен в расчётах, и требуется больше размер ящика по сравнению с установкой того же динамика в закрытый ящик.

Важно

Также при большом уровне звука возможны шумы из-за завихрения воздуха на краю фазоинверторного порта.

Бандпасс(bandpass). Представляет собой ящик с перегородкой посередине, которая образует две камеры. В перегородку внутри корпуса устанавливается низкочастотный динамик. В зависимости от сочетания камер (глухих или фазоинверторных), различают три вида бандпасс корпусов.

Это бандпасс 4-й категории, 6-й категории тип А и 6-й категории тип Б (см. рис.). Сабвуферы данной конструкции позволяют получить качественный бас и высокий уровень КПД.

Такой корпус очень сложный в проектировании и настройке, также имеет большие размеры по сравнению с другими конструкциями.

Изготавливаем корпус для сабвуфера своими руками

Какой материал лучше всего подойдёт для того, чтобы сделать корпус для сабвуфера своими руками?

  • Древесностружечная плита (ДСП) — наиболее подходящий вариант, он дёшев и легко поддается обработке. Следует выбирать ДСП с наибольшей плотностью. Подойдет толщина 16мм или больше. ДСП легко впитывает влагу и разбухает, поэтому желательно окрашивать.
  • Древесноволокнистая плита (ДВП) — её, также как и ДСП, следует выбирать наиболее большой плотности. Легко слоится, особенно влажный. С ДВП следует работать аккуратно, чтобы не испортить. Несмотря на недостатки, является удобным материалом для быстрой постройки сабвуферного корпуса для динамика средней мощности.
  • Фанера. Подходит фанера из русской березы или корабельной древесины. Большинство других сортов фанеры не имеют достаточной плотности, что приводит к искажению звука.

Если есть листы ДСП, ДВП или фанеры, но их толщины недостаточно, чтобы обеспечить требуемую жесткость конструкции, можно сложить вместе два листа, скрепив их герметиком (или ПВА, столярным клеем) и саморезами.

Итак, сделать корпус для сабвуфера своими руками совсем не сложно.

Как собрать сабвуфер: требуемые материалы и инструменты

Материалы

  • Динамики. При выборе динамика следует знать, что они отличаются своими характеристиками. На коробке или инструкции обычно указывается рекомендуемое акустическое оформление для данного динамика.
  • Фанера, ДВП, ДСП. Количество зависит от размеров изготовляемого корпуса.
  • Клеммы для проводов (акустический терминал). Необязательно. Можно просверлить две дырочки и через них вывести провода от динамика наружу.
  • Кабель акустический.
  • Силиконовый герметик или клей ПВА.
  • Саморезы по дереву. Гвозди не подходят.
  • Эпоксидная смола.
  • Краска или лак.
  • Клей в баллончике для карпета. Можно использовать и другой клей.
  • Если вы будете строить корпус с фазоинвертором, необходим фазоинверторный туннель требуемого размера. Если нужного в продаже нет, то подбирается в строительном магазине пластиковая (картонная, железная) труба нужного диаметра.

Инструменты

  • Ножовка или лобзик.
  • Шуруповерт, подойдет и отвертка.
  • Рулетка или длинная линейка.
  • Карандаш (маркер).
  • Карпет или винил, подойдет и другой материал для обтяжки корпуса снаружи.
  • Ножницы.

Перед тем как собрать сабвуфер, необходимо грамотно его рассчитать.

Качаем в интернете программу JBL SpeakerShop (или аналогичные, например WinISD или bassbox6pro), нужна чтоб рассчитать размеры корпуса.

Все эти программы работают по одному принципу: в соответствующие поля в программе вводим характеристики из инструкции к динамику или ищем в базе данных программы свой динамик. Выбираем тип корпуса, который хотим построить, и объем, рекомендуемый в инструкции. Программа выдаст размеры всех стенок сабвуферного корпуса.

В инструкциях ко многим динамикам уже указываются размеры и виды рекомендуемых ящиков. Если форма сабвуферного корпуса, указанного в инструкции, подходит, то можно обойтись без программы. Для каждого динамика требуется индивидуальный расчёт объема корпуса, размера и расположения порта.

Для корпуса сабвуфера не имеет значения форма, важен объем для получения тех или иных характеристик звука.

Изготовление сабвуфера включает в себя несколько этапов

Вырезаем стенки ящика согласно размерам. Вырезать следует, тщательно соблюдая размеры, чтобы при сборке щели были как можно меньше.

Собираем стенки вместе, промазывая стыки герметиком и закручивая саморезы через каждые 5 см.

Стыки ещё раз промазываем герметиком снаружи и внутри. Если останется даже очень маленькая дырочка, через нее при работе динамика будет слышен свист.

Вырезаем в удобном месте отверстие для акустического терминала (клеммы для проводов).

Вырезаем отверстие для динамика.

Если ящик с фазоинвертором, то крепим фазоинверторный порт в соответствующее отверстие так же с помощью эпоксидной смолы.

Чтобы защитить корпус из ДВП или ДСП от влаги, материал лучше покрыть краской или лаком, лучше нитро.

Обтягиваем карпетом корпус, не забывая оставить отверстия для динамика и терминала.

Совет

Устанавливаем акустический терминал на свое место. Крепим его саморезами, изнутри можно промазать эпоксидной смолой.

Крепим на клеммы внутри терминала два провода. Другой стороной провода присоединяем к клеммам динамика. Они должны иметь ровно ту длину, которая требуется для удобного подсоединения динамика.

Вставляем динамик на свое место. В стык между динамиком и плоскостью ящика кладем уплотнительную прокладку. Если в комплекте с динамиком не было такой, можно использовать тонкую полоску поролона или уплотнитель для окон.

Крепим динамик саморезами из комплекта динамика или обычными саморезами по дереву.

На фото — сабвуферный корпус с фазоинвертором для динамика BLAUPUNKT размером 12″ (слева). Объем корпуса — 70 литров, это максимальный рекомендованный в инструкции объем для этого динамика. Большой объем позволяет получить хорошее звуковое давление для прослушивания электронной музыки.

Источник: http://www.diy.ru/post/3422/

Как собрать сабвуфер своими руками

14.10.2013

В этой статье мы разберемся, как лучше собрать качественный корпус для сабвуфера. И сразу же мы попытаемся разобраться какой материал для изготовления сабвуфера, а точнее его структуры короба будет самым лучшим.

Большой сегмент в ассортименте среди сабвуферов пренадлежит отдельным сабвуферным динамикам, производители оставляют пользователю самостоятельно поэксперементировать с изготовлением ящика для своих потребностей или же встроить сабвуферный динамик в нестандартные места, куда не установить ящик из стандартного модельного ряда.

Безусловно это не значит, что заводские ящики плохи, корпусный сабвуфер в “родном” ящике изготовлен более технологично и в ручную повторить такое же качество крайне сложно, так же в фабричном варианте частотная характеристика подобрана наиболее оптимальна для среднестатистического пользователя.

Подробнее про виды корпусов сабвуферов можно почитать здесь

Начнем с пары уточнений для чего же все-таки корпус сабвуферу:

Ответ таков: при наличии корпуса внутри изолируется фронтальная звуковая волна от обратной (задней) звуковой волны, которые происходят при колебаниях непосредственно эластичной мембраны сабвуфера.

В случае если корпус отсутствует, то две волны, встречаясь друг с другом идя навстречу и имея сдвиг по фазе равный – 180 градусов, компенсируются, в итоге этого бас звучит слабовато и не глубоко, как бы мы хотели.

При использовании корпуса требуется, что бы он был крепким и в первую очередь виброустойчивым, в противном случае большая  вибрация корпуса, спровоцированная возвращающейся волной динамика, вызовет неправильные частоты, которые в данной ситуации вызывают в звуковой гамме нежелательные звуковые погрешности, что не приемлемо для звучания хорошего класса. Вот мы и определили, что материал корпуса сабвуфера сильно и в корне влияет на качество звука.

Ящик для изготовления сабвуфера – начнем с определения материала ящика:

Бесспорно, для этих целей наилучший материал это многослойная фанера. Если использовать обычную фанеру с недостаточной плотностью – результат на лицо, искажение звука обеспечено. Другая ситуация, когда мы работаем с многослойной (12 слоев и более) фанерой. Она являет собой великолепный материал для изготовления различных  звуковых систем.

Обратите внимание

Такая фанера славится достаточной плотностью, и в то же время, в сравнении с необычно плотным материалом (ДСП) и плита (MDF) она намного легче и качественней. Многослойная фанера имеет еще плюс, она поддается обработке, отлично вкручивая шурупы, и можно не беспокоится, что она начнет расслаиваться.

Можно смело сказать что фанера – это отличный материал сабвуфера не большого объема.

Разберем, материал для сабвуфера – фанера или ДСП:

Оказывается, фанерный лист, толщиной обладает лучшими резонансными характеристиками, чем обычные доски толщиной спрессованных с разных пород дерева.

Она просто не предназначена  при изготовлении корпусов, имеющих огромные плоские пролеты. Самый отличный для нее вариант, когда необходимо у динамики диаметра в вмонтировать в корпус объемом менее 0.04 м3.

Большой минус ее это дефицитный и дорогой материал.

ДСП эти изделия сегодня относится к самым распространенным материалам. Но при изготовлении корпусов нужно выбрать материал с самой большой плотностью.

Правда, выбранные  плиты по весу тяжелее других, но здесь и большой плюс в том, что они легче поддаются обработке и лучше звучат.

ДСП имеющий толщину , пожалуй, самый отличный материал, когда изготавливаются мощнейшие низкочастотные акустические системы, благодаря повышенной плотности и слабеньким резонансным качествам.

Сказать честно, этот материал обладает существенным недостатком, он не переносит влагу, легко ее впитывает и набухает. Поэтому корпус из ДСП требует после изготовления окраски. Так же ДСП с тяжелым трудом поддаются обработке дисковыми или ленточными пилами.

Таким образом, мы рассмотрели все варианты, из этого следует следующее: при изготовлении ящика для сабвуфера нужно определиться все же какой материал для сабвуфера использовать? Фанера – хороший материал, но имеет высокую ценовую политику, и при больших объемах начинает  звенеть, надо ставить ребра жесткости. ДСП дешевле и имеет большую нужную жесткость. Решать Вам из какого материла и как изготовить коробку для вашего будущего сабвуфера.

Теперь вернемся и приступаем к изготовлению корпуса для сабвуфера:

Как только мы определились с нужным материалом, объемом, можно приступать к сборке корпуса сабвуфера. И так у нас уже есть подготовленные стенки сабвуфера, и нам нужно их скрепить вместе в одно целое. Существует несколько видов соединения.

Первый тип соединения:

Первый метод косоугольное соединение, некоторые автолюбители пользуются представленным способом, но на наше мнение он сильно подходит для корпуса сабвуфера, так как прочность данного соединения остается под сомнением. Плюс ко всему это соединение еще и сложно в производстве, так как нужно четко под углом 45 градусов снимать фаски, а это не просто даже для опытного изготовителя, особенно если в наличии  мало инструментов.

Второй тип соединения:

Важно

Второй способ изготовления называется соединение с захватом. Этот тип соединения хорошо подходит для конструирования  ящика сабвуфера, так как он имеет достаточно прочное соединение. Но есть несколько «но». Соединение с так называемым  захватом, сложно сделать без специального инструмента.

Если же присутствует  фрезер проблем не должно быть, но пилкой выпиливать будет нереально сложно и неудобно, и вы не получите ровной поверхности, без которого, данный вид соединения потеряет свою значимость.

Значит так можно делать, лишь тем, кто стремится сделать очень крепкий корпус для сабвуфера, и есть, конечно же, фрезер.

Третий тип соединения:

Третий тип изготовления ящика, называется стык в стык, по нашему мнению оно самое подходящее для ящика сабвуфера, так как  присутствуют высокая прочность соединения, и простота в изготовлении.

А вот и нюансы, возникающие при сборе корпуса для сабвуфера своими руками:

Все стыки коробки лучше всего промазать так называемыми жидкими гвоздями. Если щелей нет можно небольшим слоем – 1-1,5 мм. Но в случае если вы прикладываете две стенки друг к дружке, и на стыке видны щели, их следует лучше промазать жидкими гвоздями. На короб вместительностью , если нет огромных щелей, уходит один баллон жидких гвоздей.

Как показано, в каждом из стыков внутри есть стыковочный брусок, он конечно не обязателен, но очень желателен для надежности. Так как с ним эта конструкция будет на много прочнее в эксплуатации.

Подробнее про установку и коммутацию сабвуферных динамиков можна почитать в статье “паралельное и последовательное подключение динамиков”, а так же “подключение двух сабвуферов”. Ну и когда мы сделали правильный сабвуфер, не забудьте выбрать правильный сабвуферный усилитель и прочесть как его подключить здесь.

← Подключение одноканального усилителя Что такое стандарт DIN? →

Источник: https://khz.com.ua/blog/sobiraem-korpus-dlya-sabvufera-svoimi-rukami

Технология композитных сабвуферов

Автор о себе:

До недавнего времени служил в рядах. Но не с автоматом, а с фотокамерой, за 10 лет в пресс-службе Ракетных и Космических войск объехал с этой камерой полстраны. Заниматься стеклопластиковым автомобильным тюнингом как хобби начал с собственного Opel Corsa, приход в car audio состоялся позднее.

При поездке в очередную фотографическую командировку случайно прикупил в киоске журнал «АЗ». До этого момента в машине всё устраивало — и штатная акустика, и кассетный Grundig. А тут вдруг перестало… Пришлось лезть в дебри Интернета и изучать всё по порядку — шумоизоляцию, головные устройства и динамики, установку.

Благо что по первому образованию радиоинженер и радиолюбитель со стажем, так что разобраться в теории труда не составило. В итоге внешних и внутренних переделок «Корса» была продана даже дороже, чем покупалась, и это после 7 лет эксплуатации. На новом «Форде Фьюжн», купленном для жены, переделки начались сразу. Без паузы.

Совет

Полная шумоизоляция, замена акустики и установка сабвуфера. Задача — сделать стоковую установку, чтобы ничего не было видно и ничто не мешало в багажнике. Но делать «стелс» обычным способом в одном экземпляре было уже неинтересно, имея опыт изготовления обвесов по матрице.

А желающих приобрести дешёвый «стелс» хватало, что и окупило «матричные» расходы. Уже потом знакомые подогнали для изготовления «стелса» «Ниссан Кашкай», а за ними и знакомые знакомых… Ну и так далее.

Opel Corsa B: тренировка «на кошках» принесла свои плоды

Две трети заголовка я позаимствовал сами знаете где. Но основания для этого были.

Помните, как бегут по экрану зелёные символы, все, между прочим, зеркально повёрнутые? Это раз. Два — эффект bullet time из того же фильма, когда время останавливается, а мы видим происходящее со всех сторон. Вот теперь будет и зелёное, и зеркальное, и со всех сторон. В общем — матрица…

А революция давно напрашивалась.

Какие технологии используются в автозвуковых студиях для изготовления сабвуферов «скрытого базирования», за которыми закрепилось название «стелс»? Первая: берётся живой, «товарный» автомобиль, и из кусков фанеры или МДФ начинает выклеиваться и собираться корпус «стелса» (к примеру, цитирую из «АЗ» №2/2009, с. 39: «…основа сабвуферного ящика — 89 (!) деталей из МДФ»). А ведь это всё надо потом ещё проклеивать стеклотканью, шпатлевать, вышкуривать и красить. Чем меньше сделано деталей при этом способе — тем менее точно «стелс» воспроизводит форму той части кузова, в которой прячется, соответственно, растут потери полезного объёма. Чем больше… ну вы понимаете, руки не казённые. Фанеру или МДФ необходимо использовать толщиной от 20 мм, что в зависимости от типа автомобиля и количества деталей приводит к потере объёма от 10 до 20 л.

Вторая технология: из фанеры вырезаются несколько плоских частей, а сама ниша арки колеса выклеивается по месту в машине из стекломата с полиэфирной смолой. Вклеивается лицевая панель, внутренние распорки для усиления и обтягивается декоративным материалом.

Это, пожалуй, самый популярный на сегодня вариант изготовления, но и он имеет свои подводные камни: вероятность испачкать салон в полиэфирной смоле, неточное прилегание стекломата к обшивке арки на вертикальных плоскостях и невозможность выклеивать поверхности с отрицательными углами (верхняя часть ниши) без прижима до полимеризации смолы.

Не говоря уже о страшной вони от полиэфирной смолы, которая нескоро выветрится из салона автомобиля.

Технология номер три: то же, но совсем без фанеры, минусы те же. При обработке внешней стороны шлифмашинкой образуется неимоверное количество стеклянной пыли, проникающей всюду, поэтому обязательное условие — респиратор и комбинезон, лучше бы подошёл скафандр космонавта, обеспечивающий полную герметичность, но они в широкой продаже как-то отсутствуют.

Существуют ещё экзотические варианты изготовления корпуса из плитонита, пластиков, вплоть до папье-маше, но это редкость, что про них говорить.

Обратите внимание

Так вышло, что некоторый опыт работы со стеклопластиками и, в частности, с использованием матриц у меня накопился при изготовлении аэродинамических обвесов по собственными проектам, и я решил его перенести в автозвуковую сферу. Технология заключается в следующем.

Сначала делается «болван» изделия любым способом и из любого материала. Чтобы точно воспроизвести нишу арки, лучше всего было бы защитить материал салона малярным скотчем и пищевой плёнкой, положить машину на бок и залить гипсом.

Но когда пришла пора испытать этот метод на новеньком Nissan Qashqai моего товарища, тот почему-то от укладки машины набок категорически отказался, до сих пор не понимаю, почему… Пришлось формовать нишу на месте.

А раз на бок машину не заваливали, было решено отформовать и вторую сторону багажника (как в том анекдоте, «чтоб два раза не вставать»).

В каждую нишу было уложено по одному 30-килограммовому мешку строительного гипса с импровизированной арматурой из всего, что осталось после ремонта и попалось под руку: куски гипсокартона, проволока и рейки.

Чем хорош гипс: он тяжёлый и плотно прилегает к облицовке кузова, заодно прижимая её к сделанной ранее шумоизоляции. После схватывания гипса скульптурные композиции были вынуты и зашпатлёваны тем же гипсом.

Минус гипсовой технологии — длительное время сушки заготовки, плюсы — точность формы и лёгкость обработки.

После высыхания поверхность была обработана жидкой двухкомпонентной шпатлёвкой и промазана несколькими слоями специального воска для матриц. После располировки воска поверхность покрывается тонким слоем разделительного состава, образующего тончайшую плёнку и не пропускающего пары стирола от полиэфирной смолы.

Далее начинается изготовление матрицы. Для этого на поверхность кистью наносятся два слоя матричного гелькоута (ядовито-зелёного цвета, как есть «Матрица») с промежуточной сушкой в 2 часа так, чтобы суммарная толщина слоёв составляла порядка 1 мм. Затем сушка до отлипания при температуре не ниже 23 градусов и хорошей вентиляции.

Далее на слой гелькоута наносится полиэфирная матричная смола и укладывается слой стекломата, валиком и кистью пропитывается смолой и разравнивается, чтобы не было воздушных пузырей. Так накладывается несколько слоёв для набора толщины 3 — 4 мм. Больше не стоит, иначе матрица получится излишне жёсткой и будет трудно вынимать готовые изделия.

Удобство полиэфирных смол — быстрое время отверждения, около 40 минут до полимеризации. Но матрице надо дать просохнуть сутки. На следующий день — самое интересное — аккуратный съём матрицы с болвана и вынос гипсовых макетов в контейнер для мусора. Это бодрит: каждая весит более 30 кг.

Важно

Предлагал знакомым в качестве авангардных скульптурных инсталляций для дачных участков — не берут, странные люди…

К внешней стороне матрицы сразу приформовываются ножки для устойчивости и удобства дальнейшей работы.

Этот этап (изготовление формы и матрицы) — самый трудоёмкий и продолжительный, от него зависят точность и качество поверхности готового «стелса».

Все неровности болвана, вплоть до мельчайших царапин, передаются матрице, а от неё и конечному изделию, поэтому к шлифовке шкуркой надо отнестись со всей ответственностью, согревая себя мыслью, что это не трата времени, а его инвестиция.

Изготовление корпуса «стелса» по готовой матрице не вызывает затруднений и занимает 2 дня, позволяя клонировать корпуса, неотличимые друг от друга даже в мельчайших деталях. Матрица обрабатывается воском и разделительным составом, потом на внутреннюю поверхность наносится слой гелькоута под покраску, у которого в равной мере хорошая адгезия и к краске, и к смоле.

После полимеризации гелькоута форма промазывается смолой и укладывается первый слой стекломата с плотностью 300 г/кв. м. Далее слой за слоем наращивается толщина корпуса. Для толщины в 1 см достаточно пяти слоёв стекломата плотностью 600 г/кв. м.

После высыхания и вынимания из матрицы корпус заполняется водой в объёме запланированного литража оформления, объём при изготовлении по одной и той же матрице можно варьировать в довольно широких пределах, всё в конечном счёте будет определять линия уровня, по которой надо провести линию разметки, а потом лишний стеклопластик отрезать.

Потом на саморезах и смоле вклеивается усилительный каркас, распорки, а по периметру — крепление лицевой панели. На большие плоскости можно для самоуспокоения наклеить виброизолятор. Далее всё обычно — покраска, обтяжка карпетом или винилом и установка головки.

Совет

Однажды сделанная матрица для «Кашкая» позволила изготовить несколько «стелсов» объёмом до 40 л, причём — под разные головки.

Делать матрицу для сабвуфера «стелс» имеет смысл, конечно, если будет изготавливаться несколько корпусов на один тип автомобиля. У меня, даже в отсутствие своей студии, так и получилось: «Кашкай» — в моде, нашёлся у многих, матрица потрудилась на совесть. Это же относится и к Ford Fusion, которых накупили больше, чем когда-то «Жигулей» (я в данном случае — не исключение).

Самый большой плюс матричной технологии в том, что для изготовления корпуса не требуется автомобиль и «стелс» можно делать «дистанционно», зная только тип устанавливаемой головки, без вони и пыли в машине. Координируя процесс изготовления по каналам связи.

Да-да, был такой случай: один из тех, кому я делал сабвуфер по этой технологии, был в командировке в Якутии, выходил на связь через спутник и мог в реальном времени следить за изготовлением своего «стелса» и даже вносить какие-то изменения.

Ещё десять лет назад такая «Матрица» показалась бы фантастикой…

Подготовка поверхности ниш багажника Nissan Quashqai с помощью малярного скотча

Строительный гипс, миксер из перфоратора, немного терпения — и коктейль для заливки готов

Гипс не смола и не шпатлёвка, и работать удобнее, и руки отмывать

Арматурой служит всё, что попадётся под руку

Вынутая заготовка (даже для «Кашкая») весит килограммов сорок. Так мне показалось…

Заготовка шпатлюется тем же гипсовым раствором и долго-долго сохнет

После просушки заготовка вышкуривается и покрывается жидкой двухкомпонентной шпатлёвкой

Нанесённый слой матричного гелькоута сохнет около двух часов

Для удобства работы к нижней, нерабочей поверхности приклеены ножки

Готовые матрицы

Гелькоут «под покраску» желательно нанести в два слоя и хорошо просушить

Формование слоёв внутри матрицы не представляет трудностей: смола никуда не вытекает и ничего не пачкает

Чем тщательнее делалась матрица, тем ближе к совершенству наружная поверхность стеклопластиковой скорлупы

Опорная панель из фанеры, усиленная где требуется

Другой вариант панели для той же «скорлупы», под фазик и буферную ёмкость

Задняя часть «стелса» после отделки

ФИ (35 л/37 Гц) на головке Magnat 250D…

…практически не занимает места в багажнике

«Стелс» из компонентов активной «бочки» Mystery MTB-250A. Измеренный объём и настройка ФИ (25 л, 47 Гц) воспроизведены в стеклопластике, а усилитель врезан внутрь корпуса

И вновь — как у себя дома

Аналогичная трансформация пассивного «саббокса» с 12-дюймовой головкой FLI, ЗЯ 25 л

Это уже для Ford Fusion. ЗЯ 25 л с 12-дюймовой головкой Ivolga

Трудно поверить, но этот «стелсик» объёмом 10 л с 8-дюймовым Hertz ES200 сделан по той же матрице. Просто добавь воды сколько надо…

«Стелсик» полностью ушёл в колёсную нишу «Фьюжена», а причудливое ушко помогает закрепить его за скобу заднего сиденья

Вариант заглубленной установки усилителя DLS Classic в ЗЯ 22 л для Rockford Fosgate P1S410. Буферный конденсатор внизу закрывается фальшполом запаски

Обратите внимание

ЗЯ 20 л с 10-дюймовой Fusion PP-SW10E и двухканальным Fusion PP-АМ4002 в одноименном «Форде». И даже зелёного цвета. Ну чем не «Матрица»?

Источник: http://www.xn--80aeatqv1al.xn--p1ai/az/2009/04/052-kompozitnye-saby.htm

Изготовление сабвуферов, секреты мастеров

если это не набор уже готовых деталей заводского изготовления, обычно включает: проектирование и расчет акустической системы для конкретного заказа, изготовление акустического корпуса и установку системы в автомобиль.

Поскольку акустическое оформление сабвуферов требует творческого подхода, каждый мастер-установщик находит собственный ключ к его воплощению в жизнь. Согласовав с заказчиком принципиальные вопросы, мастер приступает к детальным расчетам будущей акустики.

Десятки схем корпусов для сабвуферов можно свести к нескольким  типам, среди которых наиболее известны закрытые, фазоинверторные системы и системы с пассивными динамиками.

 При конструировании сабвуферной акустической системы обычно стремятся получить хорошую передаточную функцию, то есть хорошее соотношение создаваемого ею звукового давления и комплексного входного сигнала.

Передаточные функции трех упомянутых систем в принципе аналогичны передаточной функции фильтра верхних частот соответственно второго и четвертого порядка, с крутизной спада амплитудно-частотной характеристики в сторону низких частот 12 дБ на октаву и 24 дБ на октаву, а итоговая АЧХ в области рабочих частот сабвуфера зависит от характеристик используемого динамика, применяемого фильтра-кроссовера, конструкции и материала корпуса, а также возможностей усилителя мощности. Учитывая все эти особенности в акустическом оформлении сабвуфера, мастера стремятся уменьшить амплитуду смещения подвижной системы динамика и тем самым повысить уровень входной электрической мощности, а также максимального звукового давления, что поможет снизить его перегрузки и искажения сигнала.

 Для детальной проработки конструктивного исполнения сегодня можно пользоваться специальными компьютерными программами расчета, закладывая “на входе” параметры сабвуфера и получая “на выходе” рекомендуемые характеристики корпуса акустической системы.

Иногда для расчета некоторых объемных характеристик корпуса мастеру-установщику приходится пользоваться и “эквивалентами”: если изготовитель сабвуфера дает рекомендации относительно типов акустических корпусов и их объема, рассчитать собственный объем сабвуфера, то есть объем измещаемого им воздуха, в силу сложности его геометрии бывает непросто. Некоторые дотошные установщики иногда используют какое-либо однородное сыпучее вещество (не способное, конечно, повредить поверхность динамика), засыпая его и измеряя эквивалентный объем измещаемого воздуха.

Важно

 Акустический корпус – важнейший элемент всей сабвуферной акустической системы. Он должен не только иметь оптимальный внутренний объем для размещения динамика и необходимых компонентов, но и обладать достаточной прочностью – не только механической, но и акустической.

Дело в том, что сабвуфер динамического типа работает как помпа, уплотняя воздух перед диффузором и разрежая его с тыльной стороны в осевом направлении. При этом величины давлений с обеих сторон равны, но обращены по фазе, поэтому при отсутствии или недостаточной изоляции передней и задней поверхностей динамика будет иметь место “акустическое короткое замыкание”.

Чтобы избежать его, необходимо обеспечить фазовый сдвиг акустического сигнала, излучаемого с тыльной стороны диффузора, например, на половину длины волны. Это достигается за счет установки “звуковой панели-перегородки”, чаще всего замкнутой в виде корпуса.

Чем больше эта перегородка (или больше объем корпуса), тем теоретически ниже тональность сигнала, который не будет замкнут акустически. Если объем корпуса (т.е.

величина заключенной в нем воздушной массы) влияет на высоту его резонансной частоты, то форма корпуса влияет прежде всего на образование стоячих волн в результате собственного резонанса корпуса, возникающего на той или иной частоте. Чтобы бороться с образованием стоячих волн, прибегают к смещению динамика от центра акустического корпуса. Наиболее неудачной считается при этом кубическая форма акустического корпуса с динамиком, расположенным на равном удалении от всех его стенок.

Корпус во многом определяет акустические характеристики сабвуферной системы, хотя не менее важно то, какие материалы используются при его изготовлении. Сегодня ими могут быть: дерево, пластмассы, органическое стекло, керамика и даже бетон.

Наиболее практичным большинство мастеров считает среднедисперсные древесностружечные плиты (MDF): они имеют хорошие звукоизолирующие свойства, доступны по цене, обладают равномерной плотностью (в отличие от многослойной фанеры), высокой удельной массой, а также хорошо поддаются столярной обработке. Следует заметить также, что мастера, изготавливающие конкурсные автомобильные аудиосистемы, часто пользуются при изготовлении сабвуферных корпусов экзотическими или прозрачными материалами не по причине их необычных свойств, а в погоне за внешней оригинальностью или желанием продемонстрировать внутреннее устройство системы.

ЗАКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ

Системы этого типа обладают хорошими акустическими характеристиками при конструктивной простоте. Объем корпуса определяет пределы частотного диапазона, в котором установленный сабвуфер будет иметь оптимальные характеристики: если объем недостаточен для данного динамика, то давление внутри корпуса будет более высоким, чем снаружи, и наиболее низкие тона будут ослабляться.

При дальнейшем уменьшении его объема потери низкочастотной составляющей будут возрастать, а более высокие тона, наоборот, подчеркиваться, усиливая “эффект бочки”, вместо плотных и ясных басов.

Поэтому при недостатке свободного пространства лучше использовать сабвуфер меньшего размера, например, 8-дюймовый, вместо того, чтобы максимально ограничивать корпус 10- или 15-дюймового динамика.

Совет

 Увеличение объема корпуса выше рекомендуемого изготовителем сабвуфера может повысить отдачу на самых низких частотах, однако мастер столкнется с еще большими проблемами при его установке в автомобиль. График сверху характеризует рекомендуемые оптимальные размеры корпусов для сабвуферов различного диаметра.

Фазоинверторные системы

В поисках более эффективных схем акустического оформления низкочастотных динамиков мастера уже десятилетия назад стали использовать корпуса с фазоинверторами и акустическими воздуховодами различного типа.

Интерес к ним особенно возрос в последние годы, с развитием hi-fi-аппаратуры благодаря тому, что они позволяют расширить диапазон воспроизводимых частот.

Некоторые мастера считают оправданным потратить дополнительные усилия на то, чтобы пойти дальше закрытой конструкции и получить выигрыш в отдаче на низких частотах.

 В фазоинверторных корпусах применяются цилиндрические или прямоугольные трубы, настраиваемые обычно на определенную частоту.

Акустическое оформление сабвуфера с применением таких корпусов требует от мастера-установщика больших теоретических знаний и опыта, так как для получения хорошей передаточной функции приходится согласовывать, например, такие факторы, как взаимное влияние сопротивлений излучения диффузора и трубы фазоинвертора через взаимно соколеблющуюся массу воздуха.

 Ошибки, например, при расчетах добротности, а также конструировании и настройке фазоинвертора являются причиной того, что акустическая система “бубнит” или же бас “размазан”.

И даже если труба фазоинвертора настроена на необходимую частоту, она может стать источником нелинейных искажений, если, например, объемная скорость воздуха в ней превышает допустимую (она не должна превышать 5% от скорости звука): в этом случае поток воздуха становится турбулентным.

Чувствительность передаточной функции (звукового давления) фазоинверторной системы к расстройке частоты фазоинвертора очень высока, и после окончательной сборки может возникать необходимость точной подстройки.

Обратите внимание

 Оценивая эффективность и качество звучания той или иной сабвуферной системы, специалисты-практики часто пользуются анализом уровня звукового давления, например, в третьоктавных полосах диапазона его рабочих частот.

Для измерения этого уровня и других важных характеристик готовой сабвуферной системы можно пользоваться инструментами реальновременного анализа (см. “Мастер 12 Вольт” N 3 за 1997 год).

Признается и законность субъективных оценок аудиоэкспертов.

Нельзя сказать, что изготовить корпус или акустическую колонку для автомобильного сабвуфера чрезвычайно сложно. Если следовать инструкциям и рекомендациям специалистов, то даже при наличии ограниченного набора ручных инструментов способный мастер в состоянии сделать качественную акустическую систему.

Как отмечалось выше, мастера чаще всего используют древесностружечную плиту типа MDF, обладающую необходимыми механическими и акустическими свойствами. Реже пользуются многослойной фанерой. В зависимости от квалификации мастера в столярном деле трудность для него могут представить распиловка и подгонка поверхностей короба по углам.

Особенно трудно добиться качественного соединения, пользуясь только ручным инструментом. “Популярное” при изготовлении таких конструкций сочленение поверхностей по принципу “ласточкин хвост” не годится, так как большинство древесностружечных плит, как и многослойная фанера, не обладает необходимой механической прочностью структуры клеевого состава и стружечного наполнителя.

На рисунке представлены некоторые виды угловых сочленений, используемых при изготовлении коробов автомобильных сабвуферных систем.

Взгляд мастера

Виктор Поляков, компания “Русская Игра”

Мы на практике убедились, что клиенты, ценящие качество звучания аудиосистемы автомобиля, отдают предпочтение фазоинверторным конструкциям несмотря на дополнительные расходы. Тем более что изготовители сабвуферов облегчают нашу задачу рекомендациями по расчетам корпусов, труб и частот среза кроссоверов.

 Мы убедились также, что применение высококачественных материалов для акустических корпусов оправданно. Мы применяем мелкодисперсную стружечную плиту Jamo.

Важно

Для сабвуферов идеальна дюймовая плита, которая не только прочна, хорошо обрабатывается, но и имеет хорошие акустические свойства, не требуя дополнительной поверхностной обработки.

Для внутренней отделки используется специальный поролон, а для общей завершенности дизайна корпуса покрываются ковролином и специальными акустически прозрачными материалами.

 Наша фирма располагает сейчас полной цветовой гаммой таких материалов, и важно, чтобы заказчик был лучше осведомлен об имеющихся возможностях и вариантах исполнения акустики в его автомобиле.

Дмитрий Гуринович, компания “Ремерс-Центр”

Многие заказчики склонны сэкономить сотню-другую на материалах для автомобильной акустики, поэтому мы обнаружили, что можно с успехом применять 20-миллиметровую многослойную фанеру и 15-миллиметровую ДСП для изготовления корпусов сабвуферов, тем более что сегодня можно воспользоваться при их сборке горячим пластиком, специальным акустическим клеем или клеем Flex, который очень хорошо держит и создает герметичность. Виниловое покрытие дает хороший внешний вид и герметичность, что немаловажно для условий автомобиля. Мы считаем, что такая оптимальная достаточность – правильный подход. Когда мы получаем очень дорогой заказ, в дело идет цельная древесина.

 Вообще, выбор материалов напрямую зависит от финансового положения клиента.

Сергей Дудырев, компания SV Art

При расчете коробов в первую очередь нужно иметь в виду, какой динамик требуется заключить в корпус. Не секрет, что фирма-производитель комплектует свою продукцию описанием технических характеристик, в котором и должны быть указаны параметры, скажем, тех же самых динамиков.

Понятно, что это во многом упрощает работу установщика. Некоторые фирмы, которые изготавливают акустику, предлагают различные варианты конфигурации коробов для того, чтобы с одного и того же динамика получить различную окраску звука.

Это большой плюс при работе с клиентом, у которого есть определенные музыкальные пристрастия.

 Если же в процессе установки приходится иметь дело с динамиком, параметры которого заранее неизвестны или требуют более точной перепроверки, то эти необходимые данные можно получить путем собственных измерений – при помощи звукогенератора. Считается, что этот способ более точен, но он более трудоемкий и соответственно требует больших материальных и временных затрат.

Совет

 В принципе для любого динамика возможно изготовление короба любой конфигурации. Жестких ограничений нет – все зависит от целей, которые преследует установщик. Возьмем для примера обычный замкнутый короб.

При его небольшом объеме демпфирование динамика очень высокое, и он соответственно способен выдержать большую мощность. Однако при увеличении громкости может появляться гулкость. Увеличивая объем короба, мы уменьшаем гулкость, но при этом убывает и предел подводимой мощности.

Обычно мы проектируем короба, в которых динамик выдает приличную мощность и при этом не гудит.

 Мы изготавливаем короба из высококачественной многослойной фанеры.

Причем для достижения наилучшего качества стенки короба мы изготавливаем из соединенных специальным клеем двух слоев 10-миллиметровой фанеры.

Таким образом, толщина стенок составляет не менее 20 мм; для 10-дюймового динамика допустимый минимум – 15 мм. Изнутри фанерные стенки обязательно оклеиваются звукопоглощающим материалом.

 Трапециевидная форма короба выбрана нами не случайно. Такая конфигурация сразу позволяет исключить пару направлений стоячих волн. Желательно, чтобы стенки короба не были параллельны, поэтому трапеция нас вполне устраивает. Кроме того, такая форма короба более оправданна ввиду конфигурации багажного отделения автомобиля.

“, то сможете стать моим агентом по продаже данного учебника. С каждого проданного Вами экземпляра этого учебного пособия Вы ГАРАНТИРОВАНО получаете агентское вознаграждение, в размере 40% от стоимости этой книги. 

Если Вас заинтересовало мое предложение то нажимайте на название учебника и следуйте подсказкам системы. Так же, Вы можете задать свои вопросы лично мне, по эл.адресу uniquecar26@gmail.com

Источник: http://uniquecar.clan.su/publ/avtozvuk/vashi_stati/izgotovlenie_sabvuferov_sekrety_masterov/5-1-0-9

Ссылка на основную публикацию