Труба (медный духовой музыкальный инструмент)

Музыкальные инструменты: Медные духовые инструменты

Музыкальные инструменты. Медные духовые инструменты

Представьте себе, что из мира музыкальных инструментов вдруг исчезли трубы. Мрачная получится картина. На треть поредеет симфонический оркестр. Заглохнет джаз. Перестанет существовать духовой оркестр. Пострадает народная музыка.

Группа медных духовых инструментов невелика по составу. Но она сразу же привлекает к себе внимание праздничным сиянием металла, из которого сделаны эти причудливо изогнутые инструменты.

Одни из них напоминают рог, другие – гигантскую золотую улитку. Искусство трубить в рог или раковину было известно уже в глубокой древности.

Обратите внимание

Впоследствии люди научились делать инструменты, похожие на рог и предназначенные для военных и охотничьих надобностей.

Эти инструменты получили название благодаря металлу, из которого изготовляются: тонко прокатанные листы меди или латуни, или особый сплав, на 60% состоящий из меди, 10% никеля, 30% цинка, или из серебра. Но в старину некоторые из них делались из рога, раковины или кости.

Было время, когда эти инструменты делали из благородных металлов, причём музыканты считали, что ценные металлы всё-таки придают тембру инструмента особый оттенок: серебро делает звук более полным, золото – мягким, платина – глубоким. Но эти отличия если и есть, то заметны они, в основном, только самим музыкантам.

Уже позже решили провести курьёзный эксперимент. Взяли кусок резинового шланга, толщина стенок и другие размеры которого соответствовали трубке кларнета, проделали в нём отверстия и приладили кларнетовый мундштук.

Вы догадались, чем закончился опыт? Звучание импровизированного кларнета было достаточно похоже на звучание настоящего.

Если звучание деревянных духовых часто напоминает нам пастушью свирель, то медные инструменты связаны в нашем представлении с военными сигналами, походными маршами. И это не случайно, так как в военных духовых оркестрах применяются медные инструменты. Оттуда они и пришли в симфонический оркестр.

Почему труба звучит? «Потому, что в неё дуют», – так ответят девять из десяти спрошенных. Уверена, и вы так думаете. Тогда попробуйте дунуть в фанфару. Если вы не умеете этого делать, то получится только шипение. В качестве опыта давайте возьмём обычную бутылку с узким горлышком.

Дуньте прямо в бутылку, и послышится только шипение. А теперь подуйте наискось, направляя струю на край горлышка. И когда вы найдёте правильное положение губ, раздастся ровный звук, который можно уже назвать музыкальным, потому что у него есть не только определённая высота, но и тембр.

Важно

Теперь давайте представим медный музыкальный инструмент. В нём нет, как у деревянных, трости, проходя сквозь которую воздух начинает колебаться, издавая звук. У медных в качестве вибратора используются собственные губы музыканта.

Он складывает их приблизительно так, как сложены трости в фаготе или гобое, а углубление в мундштуке помогает это сделать.

Теперь вам понятно, что в трубу дуют не для того, чтобы воздух из лёгких музыканта прошёл сквозь неё.

Да это иногда и невозможно: объем наших лёгких равен приблизительно четырём литрам воздуха, а если их сравнить с объёмом бас-геликона, станет ясно, что с одного раза человек не наполнит его воздухом.

При игре на духовых инструментах дыхание музыканта только помогает возбудить колебания того воздуха, который уже есть в трубке.

Давайте вспомним медные духовые инструменты…

Слушание: Валторна. Диапазон инструмента.

Валторна. Немецкое Waldhorn – лесной рог. Таков дословный перевод названия этого инструмента. Предком валторны были охотничьи рога, в которые трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-либо торжественного события, объявить сбор войск.

Для того чтобы звук стал громче и сильнее, чтобы его было слышно на большом расстоянии, валторну стали удлинять. Но играть на такой длинной трубке было неудобно.

Поэтому трубку инструмента стали «скручивать». Сначала появился один виток, потом два, три.

Современная валторна – свёрнутая в круг узкая, примерно трёх метров длины, трубка с конусообразным расширением на конце, переходящим в широкий раструб.

Необычно расположение валторны при игре – раструбом вниз, к правой руке музыканта, которая ладонью упирается в стенку раструба, чуть прикрывая его.

Такое положение ввёл дрезденский валторнист Антон Гампель примерно в 1750 году, чтобы легче было управлять звуком валторны введением руки в раструб. Этим приёмом широко пользуются и современные валторнисты.

На тембр валторны влияет форма мундштука, чашечка которого имеет форму удлинённой воронки, а не полушария, как у других медных духовых.

Совет

Валторна играет в оркестре очень важную роль. Звук её мягкий, благородный. Она может передать и грустное, и торжественное настроение, может звучать язвительно и насмешливо. Это, прежде всего оркестровый инструмент, но для неё существует и сольная литература.

Слушание: Чайковский. Симфония № 5, II часть (фрагмент).

Чтобы прочувствовать красоту звучания валторны, послушайте певучую, проникновенную мелодию, которая звучит в начале второй части Пятой симфонии П. И. Чайковского.

В симфонии «Манфред» Чайковский поручил четырём валторнам на ffff исполнение основной музыкальной темы, рисующей музыкальный портрет героя. А в «Вальсе цветов» из балета «Щелкунчик» квартет валторн звучит мягко и певуче. Большой популярностью пользуется Концерт для валторны с оркестром Р. М. Глиэра.

Слушание: Труба. Диапазон инструмента.

Труба – один из самых древних медных духовых инструментов. Ещё в «Ветхом завете» упоминается об использовании труб в религиозных обрядах.

В летописи об осаде печенегами Киева в 968 году говорится о важной роли труб в боевых действиях русского воинства. Труба как сигнальный инструмент используется с древних времён многими народами.

Она извещала об опасности, поддерживала отвагу воинов в бою, открывала торжественные церемонии, призывала к вниманию.

В древние времена на башне крепостной стены города Кракова в Польше стоял в дозоре воин. Зорко смотрел он вдаль: не покажется ли враг. В руках он держал медную трубу, чтобы подать сигнал в случае опасности. И вот однажды увидел он вдали вихрь пыли.

Это было вражеское войско. Дозорный вскинул трубу, и над Краковом зазвучал сигнал тревоги. Тучей посыпались стрелы на башню. Одна из них вонзилась в грудь трубача. Собрав все силы, он доиграл сигнал. Только на последнем звуке труба выпала из его рук.

Совет

Многие столетия бережно хранится в народе память о герое, спасшем свой город ценою жизни. И сейчас позывные Кракова – древний боевой сигнал трубы, обрывающийся на последнем звуке.

Слушание: Гуммель. Концерт для трубы и оркестра ми-бемоль мажор. Andante.

Обратите внимание

В начале XVII в. труба вошла в оперный оркестр. Сначала она выполняла скромную роль: лишь иногда играла короткие сигналы, участвовала в аккордах сопровождения. В то время на ней можно было играть только несложные мелодии, построенные по звукам трезвучия.

Но со временем инструмент усовершенствовали, увеличился его диапазон, труба научилась играть сложные и выразительные партии. Её яркий звук стал привлекать внимание композиторов. И труба зазвучала в торжественных, героических, а иногда и в лирических эпизодах. В XVIII в.

она уже занимала видное место в симфоническом и духовом оркестрах.

Слушание: Гершвин. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс».

Слушание: Тромбон. Диапазон инструмента.

Следующий по высоте инструмент медной духовой группы – тромбон. Название его происходит от итальянского слова tromba (труба), дополненного увеличительным суффиксом – one. В буквальном смысле это название можно перевести как «трубища». И это действительно так. В XV в. трубу сильно удлинили, для чего сделали выдвигающуюся трубку-кулису. Так появился тромбон.

У тромбона те же предки, что и у трубы, но в некотором смысле тромбон оказался более счастливым – он от рождения был инструментом хроматическим, поэтому почти не подвергался изменениям.

Раструб тромбона, сужаясь и изгибаясь, переходит в узкую цилиндрическую трубку, на которую надевается раздвижной механизм. Он состоит из двух неподвижных трубок, по которым скользит U-образная трубка-кулиса.

Двигая правой рукой кулису, тромбонист может плавно менять высоту звука, исполняя глиссандо, а также с одинаковой лёгкостью извлекать любые звуки.

https://www.youtube.com/watch?v=ZpqprtLeRIY

Глиссандо – приём игры на музыкальных инструментах, дающий красочный скользящий переход от звука к звуку. В нотной записи оно обозначается волнистой линией между крайними звуками пассажа.

Слушание: В. Эвальд. Мелодия.

Тромбон занимает почётное место в группе медных духовых инструментов. У него очень сильный голос, легко перекрывающий звучание всего оркестра. А когда несколько тромбонов играют вместе, это придаёт музыке торжественность и блеск.

Очень хорошо удаются тромбону героические, трагические мелодии. Он похож на оратора, который с трибуны произносит какую-то важную речь, полную пафоса.

Важно

Но чаще всего три тромбона и туба, объединённые в одну группу, в оркестре играют аккорды, выполняя роль аккомпанемента.

Слушание: Туба. Диапазон инструмента.

Туба – самый низкий по звучанию инструмент медной духовой группы. Её диапазон от МИ контроктавы до ФА первой октавы, тембр её суровый, массивный. В отличие от других инструментов этой группы, туба сравнительно молода.

Она родилась в Германии в 1835 году, так как медной группе нужен был хороший устойчивый бас. Состоит она из трубок разной величины, раструба, мундштука и вентилей. Как правило, роль тубы в оркестре ограничивается дублированием на октаву ниже партии третьего тромбона.

Она служит фундаментом медной группы, подобно контрабасу у струнных. Именно туба «цементирует» всю музыку.

Принято считать, что это инструмент неуклюжий и неподвижный. Действительно, играть на ней очень сложно. Необходим большой расход воздуха, поэтому исполнителю иногда приходится дышать на каждом звуке. Но на тубе тоже можно играть быстро.

Правда, звук у неё очень густой, сильный, сочный, а быстрая музыка при таком звуке будет тяжеловесной. Но если она будет рисовать нам, например, слона, как вы думаете, подойдёт её низкий, тяжёлый тембр для изображения этого животного? Послушайте пьесу К.

Сен-Санса «Слон» из сюиты «Карнавал животных».

Слушание: Мусоргский. «Быдло» из цикла «Картинки с выставки».

Конечно, в оркестровых произведениях сольные эпизоды у тубы встречаются очень редко. Один из них – пьеса «Быдло» из сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргского, оркестровку которых сделал М. Равель.

Вопросы и задания:

  1. Как переводится слово «валторна»?
  2. Какого инструмента не хватает: труба, валторна, туба?
  3. Как изменяется высота звука на тромбоне?
  4. Какой инструмент в семействе самый низкий?
  5. Попробуйте охарактеризовать тембры звучания медных инструментов.

Презентация

В комплекте:1. Презентация – 21 слайд, ppsx;2. Звуки музыки:    Валторна, диапазон инструмента, mp3;     Тромбон, диапазон инструмента, mp3;     Труба, диапазон инструмента, mp3;     Туба, диапазон инструмента, mp3;    Гершвин. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс», mp3;     Гуммель.

Концерт для трубы и оркестра ми-бемоль мажор. Andante, mp3;     Моцарт. Концерт для валторны № 4 ми-бемоль мажор. III часть. Rondo, mp3 (дополнительно, для самостоятельного прослушивания);     Мусоргский. «Быдло» из цикла «Картинки с выставки», mp3;     Чайковский. Симфония № 5. II часть (фрагмент), mp3;     Эвальд.

Мелодия, mp3;

3. Сопровождающая статья, docx.

Источник: http://music-fantasy.ru/materials/muzykalnye-instrumenty-mednye-duhovye-instrumenty

Медные духовые инструменты симфонического оркестра

     Группа медных духовых инструментов симфонического оркестра невелика по составу. Но она сразу же привлекает к себе внимание праздничным, торжественным  звучанием металла. Искусство трубить в рог или раковину было известно уже в глубокой древности. Впоследствии люди научились делать инструменты, похожие на рог и предназначенные для военных и охотничьих целей.

Эти инструменты получили название благодаря металлу, из которого изготавливаются. Чаще всего это особый сплав, на 60% состоящий из меди, 10% никеля, 30% цинка, или из серебра. Но в старину некоторые из них делались из рога, раковины или кости.

Было время, когда эти инструменты делали из благородных металлов, причем музыканты считали, что ценные металлы  придают тембру инструмента особый оттенок: серебро делает звук более полным, золото — мягким, платина — глубоким. Но эти отличия если и есть, то заметны они, в основном, только самим музыкантам.

Совет

Уже позже решили провести необычный эксперимент. Взяли кусок резинового шланга, толщина стенок и другие размеры которого соответствовали трубке кларнета, проделали в нем отверстия и встроили в него  кларнетовый  мундштук. Звучание импровизированного кларнета было достаточно похоже на звучание настоящего.

Читайте также:  Конденсатор для сабвуфера
Совет

     Если звучание  деревянных  духовых часто напоминает нам пастушью свирель, то медные инструменты связаны в нашем представлении с военными сигналами, походными маршами. И это не случайно, так как в военных духовых оркестрах применяются медные инструменты. Оттуда они и пришли в симфонический оркестр.

Многие думают, что труба звучит, потому что в нее дуют. Если вы попробуете это сделать, то, скорее всего, у вас получится только шипение. В медных духовых инструментах нет, как у  деревянных, трости, проходя сквозь которую воздух начинает колебаться, издавая звук.

У медных  в качестве вибратора используются собственные губы музыканта. Он складывает их приблизительно так, как сложены трости в фаготе или гобое, а углубление в мундштуке помогает это сделать.

Такое определенное положение губ при игре называется амбушюром, а инструменты — амбушюрными.

      В трубу дуют не для того, чтобы воздух из легких музыканта прошел сквозь нее.

Да это иногда и невозможно: объем наших легких равен приблизительно четырем литрам воздуха, а если их сравнить с объемом  бас геликона, станет понятно, что одним выдохом человек не наполнит его воздухом.

При игре на духовых инструментах дыхание музыканта только помогает возбудить колебания того воздуха, который уже есть в трубке.

     Давайте вспомним медные духовые инструменты.                    

     ВАЛТОРНА. Немецкое  Waldhorn — лесной рог. Таков дословный перевод названия этого инструмента. Предком валторны были охотничьи рога, в которые трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-либо торжественного события, объявить сбор войск.

Для того чтобы звук стал громче и сильнее, чтобы его было слышно на большом расстоянии, валторну стали удлинять. Но играть на такой длинной трубке было неудобно. Поэтому трубку инструмента стали «скручивать». Сначала появился один виток, потом два, три.

Обратите внимание

Современная валторна — свернутая в круг узкая, примерно трех метров длины, трубка с конусообразным расширением на конце, переходящим в широкий раструб.

     Необычно расположение валторны при игре — раструбом вниз, к правой руке музыканта, которая ладонью упирается в стенку раструба, чуть прикрывая его.

Такое положение ввел дрезденский валторнист Антон Гампель примерно в 1750 г., чтобы легче было управлять звуком валторны введением руки в раструб. Этим приемом широко пользуются и современные валторнисты.

На тембр валторны влияет форма мундштука, чашечка, как у других медных духовых.

      Валторна играет в оркестре очень важную роль. Звук ее мягкий, благородный. Она может передать и грустное, и торжественное настроение, может звучать язвительно и насмешливо. Это, прежде всего оркестровый инструмент, но для нее существует и сольная литература.

В исполнении валторны можно услышать певучую, проникновенную мелодию, которая, например, звучит в начале второй части Пятой симфонии П.И. Чайковского. В симфонии «Манфред» Чайковский поручил четырем валторнам на ffff исполнение основной музыкальной темы, рисующей музыкальный портрет героя.

А в «Вальсе цветов» из балета «Щелкунчик» квартет валторн звучит мягко и певуче. Большой популярностью пользуется концерт для валторны с оркестром Р. М. Глиэра.

     ТРУБА — один из самых древних медных духовых инструментов. Еще в «Ветхом завете» упоминается об использовании труб в религиозных обрядах. В летописи об осаде печенегами Киева в 968 г.

говорится о важной роли труб в боевых действиях русского воинства. Труба в качестве сигнального инструмента используется с древних времен многими народами.

Она извещала об опасности, поддерживала отвагу воинов в бою, открывала торжественные церемонии, призывала к вниманию.

Важно

 В древние времена на башне крепостной стены города Кракова в Польше стоял в дозоре воин. Зорко смотрел он вдаль: не покажется ли враг. В руках он держал медную трубу, чтобы подать сигнал в случае опасности.

И вот однажды увидел он вдали приближающееся вражеское войско. Дозорный начал играть, и над Краковом зазвучал сигнал тревоги. Тучей полетели стрелы в дозорного. Одна из них вонзилась в грудь трубача. Собрав все силы, он доиграл сигнал.

Только на последнем звуке труба выпала из его рук.

     Многие столетия бережно хранится в народе память о герое, спасшем свой город ценою жизни. И сейчас позывные Кракова — древний боевой сигнал трубы, обрывающийся на последнем звуке.

     В начале  XVII в. Труба  вошла в оперный  оркестр.  Сначала она выполняла скромную роль: лишь иногда играла короткие сигналы, участвовала в аккордах сопровождения. В то время на ней можно было играть только несложные мелодии, построенные по звукам трезвучия.

Но со временем инструмент усовершенствовали, увеличился его диапазон, на трубе стало возможным играть сложные и выразительные партии. Ее яркий звук стал привлекать внимание композиторов. И труба зазвучала в торжественных, героических, а иногда и в лирических эпизодах. В XVIII в.

она уже занимала видное место в симфоническом и духовом оркестрах.

     Следующий по высоте инструмент медной духовой группы — ТРОМБОН. Название его происходит от итальянского слова tromba (труба), дополненного увеличительным суффиксом one. В буквальном смысле это название можно перевести как «трубища». И это действительно так. В XV в. трубу сильно удлинили, для чего сделали выдвигающуюся трубку-кулису. Так появился тромбон.

     У тромбона те же предки, что и у трубы, но в некотором смысле тромбон оказался более счастливым — он от рождения был инструментом хроматическим, поэтому почти не подвергался изменениям.

Раструб тромбона, сужаясь и изгибаясь, переходит в узкую цилиндрическую трубку, на которую надевается раздвижной механизм. Он состоит из двух неподвижных трубок, по которым скользит U-образная трубка-кулиса.

Совет

Двигая правой рукой кулису, тромбонист может плавно менять высоту звука, исполняя глиссандо, а также с одинаковой легкостью извлекать любые звуки.

      Тромбон занимает почетное место в группе медных духовых инструментов. У него очень сильный голос, легко перекрывающий звучание всего оркестра.

А когда несколько тромбонов играют вместе, это придает музыке торжественность и блеск. Очень хорошо удаются тромбону героические, трагические мелодии.

Но чаще всего три тромбона и туба, объединенные в одну группу, в оркестре играют аккорды, выполняя  роль аккомпанемента.

ТУБА — самый низкий по звучанию инструмент медной духовой группы. Ее диапазон — от ми контроктавы до фа первой октавы, тембр ее суровый, массивный.

В отличие от других инструментов этой группы, туба сравнительно молода. Она родилась в Германии в 1835 г., так как медной группе нужен был хороший устойчивый бас.

Состоит она из трубок разной величины, раструба, мундштука и вентилей.

Как правило, роль тубы в оркестре ограничивается дублированием на октаву ниже партии третьего тромбона. Она служит фундаментом медной группы, подобно контрабасу у струнных. Именно туба «цементирует» всю музыку. Принято считать, что это инструмент неуклюжий и неподвижный. Действительно, играть на ней очень сложно.

Необходим большой расход воздуха, поэтому исполнителю иногда приходится дышать на каждом звуке. Но на тубе тоже можно играть быстро. Правда, звук у нее очень густой, сильный, сочный, а быстрая музыка при таком звуке будет тяжеловесной.

Очень хорошо туба передает образ слона в пьесе Сен-Санса «Слон» из сюиты «Карнавал животных». 

Обратите внимание

Конечно, в оркестровых произведениях сольные эпизоды у тубы встречаются очень редко. Один из них — пьеса  «Быдло» из сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргского, оркестровку которых сделал М. Равель.

Повторим еще раз, что в группу медных духовых инструментов входят:

труба, валторна, тромбон и туба.

Источник: http://55muzrepetitor.ru/instrumenty-simfonicheskogo-orkestra/mednye-dukhovye-instrumenty

Какие существуют виды духовых инструментов?

Содержание:

Духовые инструменты очень отличаются по своей структуре и звучности от всех остальных инструментов, причем они выделялись в музыке всех культур еще с доисторических времен. Классификация этих инструментов хорошо отражает взаимосвязь и различия между разными видами духовых.

Как устроены духовые инструменты?

Духовой инструмент состоит из резонаторов определенного типа (как правило, в форме трубок). В них происходят колебания столба воздуха, который игрок вдувает в духовой инструмент, а вследствие этого усиливается звук.

Звуковой диапазон духового инструмента определяется размерами его резонаторов. Например, звук, извлекаемый из толстой тубы, низкий, поскольку длина ее воздушного канала способствует низкочастотному колебанию потока воздуха.

А звучание тонкой флейты будет высоким за счет более узкой формы инструмента, а, соответственно, и меньшего объема резонатора: при таких условиях столб воздуха чаще колеблется о его стенки, следовательно, звук становится выше.

Совет

Увеличить частоту колебания столба можно за счет ускорения вдувания воздуха, то есть если создать более быструю и острую воздушную струю.

Классификация духовых инструментов

Духовые инструменты делятся на две группы:

  • медные духовые инструменты;
  • деревянные духовые инструменты;
  • клавишные духовые инструменты.

Изначально такое распределение возникло из-за материалов, используемых для изготовления того или иного инструмента, но впоследствии оно стало в большей степени относиться к способу извлечения из него звука.

Материал инструментов, изготавливаемых в наше время, медью и древесиной не ограничивается и может быть самым разнообразным – от металла и до пластика, от латуни и до стекла, но за этими инструментами все равно будет закреплена принадлежность к одной из вышеназванных групп.

Деревянные духовые инструменты

При игре на них звук извлекается благодаря изменению длины столба воздуха. Этого можно достигнуть при открывании особенных отверстий, что находятся на инструменте, а каких именно – зависит от расстояния, на котором эти отверстия друг от друга находятся.

Деревянные духовые инструменты делятся на две подгруппы: лабиальные и язычковые. Распределение зависит от того, каким способом воздух вдувается в инструмент.

В лабиальных вдувание воздуха происходит через поперечную щель, расположенную на головке самого инструмента: благодаря этому струя воздуха рассекается и способствует внутреннему колебанию воздуха.

Важно

К лабиальным духовым инструментам относятся дудка, а также флейта и ее разновидности.

В язычковых вдувание происходит с помощью язычка – тоненькой пластины вверху инструмента, вследствие чего столб воздуха приходит в колебание.

К язычковым духовым инструментам относят: саксофон, кларнет, фагот и их разновидности, а также такие инструменты, как балабан и зурна.

Медные духовые инструменты

От способа звукоизвлечения, вызываемого определенным положением губ на инструменте и силой вдувания воздушной струи, зависит принадлежность инструмента к медным духовым. Эти духовые инструменты раньше были медными, впоследствии латунными, а иногда и серебряными.

Медные духовые инструменты тоже делятся на подгруппы.

Особенность вентильных инструментов заключается в том, что они, собственно, оснащены тремя или четырьмя вентилями, которыми управляет игрок с помощью пальцев.

Нужны они для того, чтобы увеличить длину струи воздуха посредством увеличения длины самого инструмента и таким образом понизить звук.

Это происходит при нажатии на вентиль, когда в трубку включается добавочная крона и инструмент дополнительно удлиняется.

К вентильным инструментам относятся: труба, валторна, туба, саксгорн и другие.

А вот у натуральных духовых инструментов добавочных трубок нет совсем: они извлекают звуки только из натурального звукоряда и не способны играть мелодические линии, поэтому практически перестали использоваться еще в начале XIX века. К этой подгруппе относят горн, фанфару, охотничий рог и подобные инструменты.

Добавочная выдвижная трубка в форме буквы U, которая называется кулиса, характеризует такой вид медных духовых, как тромбон. Движение этой трубки влияет на длину потока воздуха, соответственно, и на тон звука.

Клавишные духовые инструменты

Отдельно в этой классификации выделяют клавишные духовые инструменты. Их особенность в том, что в их структуре находятся язычковые и подвижные трубки – в них через специальные меха накачивается воздух.

Среди них выделяют две подгруппы:

  • язычковые — фисгармония, аккордеон, мелодика, баян;
  • пневматические — орган и некоторые его виды.

Духовые инструменты симфонического оркестра

Флейта, фагот, гобой, туба, валторна, тромбон, кларнет и труба – те духовые музыкальные инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра. Рассмотрим часть из них.

Читайте также:  Как бороться с посторонними звуками из динамиков

Флейта

Изначально флейта действительно изготавливалась из древесины, однако позже, в XIX веке, основным материалом для этого инструмента стало серебро.

Само слово «флейта» уходит корнями в древние времена; тогда это название относилось ко всем без исключения духовым инструментам.

Считается, что флейта является одним из самых древних музыкальных инструментов в принципе – первые предки этого инструмента появились уже около 43 тысяч лет назад.

Совет

Ранее существовала продольная флейта, которую музыкант держит перед собой, как дудку, однако в период после эпохи барокко она была вытеснена поперечной, которую держат сбоку, отводя руки в сторону.

Именно поперечный вариант представляет себе большинство людей, слыша понятие «флейта». В симфоническом оркестре в основном задействованы две флейты. Используется флейта чаще всего для классических произведений.

Среди других духовых освоение флейты дается большинству людей лучше всего, а учить ноты для флейты не сложнее, чем ноты для пианино или гитары.

Тромбон

Тромбон – единственный медный духовой инструмент, который не претерпел никаких изменений спустя века своего существования, и остался таким же, каким его знали древние музыканты.

Тромбон является единственным инструментом, который не транспонирует, то есть высота реального звука которого совпадает с высотой звука в нотной записи. Под словом «тромбон» обычно понимают такую его разновидность, как теноровый тромбон.

Существуют также альтовый и басовый тромбоны, но их используют очень редко.

В симфоническом оркестре обычно задействованы три тромбона. Чаще всего тромбон встречается в таких музыкальных жанрах, как джаз и ска-панк.

Гобой

Тот вид, который гобой имеет сейчас, он приобрел в XVIII веке. Его предшественниками еще с древних времен были такие инструменты, как авлос, зурна, волынка и другие. Для гобоя характерен певучий тембр, схожесть с человеческим голосом. Сам он имеет коническую форму и набор из двадцати трех мельхиоровых клапанов на корпусе.

https://www.youtube.com/watch?v=r3c8-HtmBxE

Симфонический оркестр насчитывает в своем составе гобои в количестве двух штук. Произведения эпохи классицизма и барокко — основной репертуар этого инструмента.

Труба

Среди медных духовых именно труба может звучать выше всех. Изготовляют ее из таких материалов, как латунь, медь либо серебро. Она является одним из самых древних инструментов. Изначально ее использовали как сигнальный инструмент, но с XVII столетия она стала элементом симфонического оркестра.

В симфоническом оркестре используют три трубы. Применяется этот инструмент в самых разнообразных жанрах: в классике, в джазе и т. д.

Туба

Туба, в отличие от трубы, наоборот, является самым низкозвучащим элементом. Кроме того, по размеру и весу туба тоже превышает все остальные медные духовые инструменты.

Из-за этого на ней нередко играют стоя, что, кроме всего прочего, подразумевает соответствующую физическую подготовку музыканта. Она является изобретением бельгийца Адольфа Сакса XIX века.

Как и труба, туба – вентильный инструмент.

В оркестре, в основном, используется одна-единственная туба.

Более-менее серьезного уровня игры на любом духовом инструменте можно добиться за три-четыре года систематической практики. Развитие музыкального слуха поможет ускорить прогресс. Считается, что деревянные духовые инструменты немного проще осваивать, чем медные; а сложнее всего ученикам даются валторна и тромбон.

Объяснить маленьким деткам, что такое медные духовые инструменты, будет проще с помощью видео. Предлагаем посмотреть следующий видеосюжет:

Источник: http://megapoisk.com/duhovye-instrumenty-osnovnye-vidy

Духовые медные музыкальные инструменты

Основные сведения Альт (альтгорн) — духовой медный музыкальный инструмент из семейства саксгорнов.

Из-за достаточно тусклого и невыразительного звука сфера применения альта ограничивается духовыми оркестрами, где он исполняет, как правило, средние голоса.

Диапазон альта — от A до b1 (ля большой октавы — си-бемоль первой). Видео: Альт (альтгорн) на видео + звучание Благодаря этим видео Вы

Обратите внимание

Основные сведения Валторна (нем. waldhorn (лесной рог), итал. corno, англ. french horn, фр. cor) — духовой медный музыкальный инструмент басово-тенорового регистра.

Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент. Происхождение Валторна произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века.

До 1830-х годов, подобно другим медным

Основные сведения Геликон (от греч. helix — витой, изогнутый) — самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент. Геликон применяется только в военных оркестрах. Он удобен для использования в армии тем, что музыкант может играть на нём, например, сидя верхом на лошади — изогнутая трубка геликона вешается на левое плечо, и руки играющего остаются свободными.

Основные сведения Горн (от нем. horn — рог) — духовой медный музыкальный инструмент, родоначальник всех медных духовых инструментов.

Устройство Горн напоминает трубу, но в нём отсутствует вентильный механизм, отчего его исполнительные возможности резко ограничены: горн может воспроизводить ноты только в пределах гармонических созвуков.

Высота звука при игре на горне может регулироваться только с помощью амбушюра.

Основные сведения Карнай — узбекский народный духовой медный музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения относящийся к медным. Широко распространён в Иране, Такджикистане и Узбекистане.

Карнай представляет собой длинную, иногда более двух метров, обычно несогнутую трубу. По регистру и тембру близок тромбону. На карнае характерно исполнение боевых или торжественных сигналов.

Инструмент обладает мощным и сильным звуком. В

Основные сведения Корнет (итал. cornetto — рожок) или корнет-а-пистон (фр. cornet a pistons — рожок с пистонами) — духовой медный музыкальный инструмент, напоминающий трубу, но имеющий более широкую и короткую трубку и снабжённый не вентилями, а пистонами. Устройство, применение Диапазон действительного звучания корнета совпадает с диапазоном трубы — от e (ми малой октавы) до c3

Важно

Основные сведения Почтовый рожок — цилиндрический духовой медный или латунный музыкальный инструмент с мундштуком, без клапанов или вентилей, служивший для подачи сигналов о прибытии или отправлении пешим или конным почтальоном и ставший международным символом почты. Почтовый рожок был предшественником корнет-а-пистона. Происхождение, история Почтовый рожок восходит к рогу мясников (гуртовщиков), которые, дуя в рог, оповещали о

Основные сведения Саксгорны — семейство медных духовых музыкальных инструментов с широкой мензурой.

Это хроматические инструменты овальной формы, у которых трубка постепенно расширяется от мундштука к раструбу (в отличие от традиционных медных духовых, имеющих в основном цилиндрическую трубку).

Саксгорны были сконструированы Адольфом Саксом во второй четверти XIX века. Саксгорны образуют семейство, в которое входят: альт; тенор;

Основные сведения Серпент (франц. serpent — змея) — старинный духовой медный музыкальный инструмент, предок нескольких современных духовых инструментов. Свое название получил благодаря изогнутой форме.

Устройство Ствол серпента с коническим каналом без раструба, обычно с 6 пальцевыми отверстиями, обтянут кожей. Изготовлялся серпент из разнообразных материалов: дерево, медь, цинк.

Имел мундштук, очень похожий на мундштуки современных медных

Основные сведения Тромбон (итал. trombone — большая труба) — духовой медный музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Тромбон известен с XV века.

От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы — особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха, таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе, валторне и

Совет

Основные сведения Труба (итал. tromba, фр. trompette, нем. Trompete, англ. trumpet) — духовой медный музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых.

В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра.

С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины

Основные сведения Туба (итал. tuba — труба) — широкомензурный духовой медный музыкальный инструмент, самый низкий по регистру.

Современная модель инструмента была сконструирована во второй четверти XIX века Адольфом Саксом. Туба обладает суровым, массивным тембром, звук тубы трудно интонируемый.

Используется в основном в симфоническом оркестре, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых. Активно

Основные сведения Флюгельгорн (нем. flugelhorn, от flugel — крыло и horn — рог, рожок) — духовой медный музыкальный инструмент. Внешне флюгельгорн очень напоминает трубу или корнет-а-пистон, но отличается от них более широкой мензурой и коническим каналом ствола, начинающимся сразу от мундштучной части трубки. Имеет 3 или 4 вентиля. Флюгельгорн используется в джазовых ансамблях, иногда в

Источник: https://eomi.ru/brass/

Труба – музыкальный инструмент

Труба (итал. tromba, фр. trompette, нем. Trompete, англ. trumpet) — медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых.

В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки.

Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах.

Звонкий призывный голос трубы известен с древнейших времен пастухам, охотникам, воинам. Задолго до нашей эры трубу знали египтяне, греки, римляне.

В средние века труба активно участвовала в рыцарских церемониалах, играх и турнирах, в походе, на отдыхе в бою. Впервые в оперный оркестр трубы ввел итальянский композитор К. Монтеверди, когда в 1607 г.

сочинил фанфару из 5 самостоятельных партий труб в увертюре к своей первой опере «Орфей».

Обратите внимание

Чтобы понять, как устроена труба, обратимся к ее историческому собрату, хорошо знакомому нам пионерскому горну, непременному участнику всех сборов, слетов и лагерной жизни. Он отличается простотой устройства.

Это металлическая трубка (ствол), дважды свернутая в вытянуто-овальную форму для того, чтобы инструмент было удобнее держать.

Две трети канала ствола — цилиндрические, а треть, постепенно расширяясь, переходит в «колокол» — раструб.

На таком инструменте можно извлекать всего 5—6 звуков. Поэтому он и называется натуральной трубой.

В основе современной трубы лежит то же устройство. Но в отличие от натуральной у нее особый вентильный механизм, позволяющий получать все ступени хроматической гаммы — 33—35 звуков. Большую роль при извлечении звука на трубе играет наконечник — мундштук. Хорошие его игровые качества в такой же мере важны, как и высокие игровые возможности самого инструмента.

Трубач не имеет перед собой клавиатуры, как, например, пианист. Он должен представить ее в своем воображении, соответствующим образом сформировать губы, подкрепить напором дыхания четкие согласованные действия языка и пальцев. Только после долгих систематических занятий инструмент становится послушным и музыкант может исполнять на нем любое одноголосное, доступное по регистру произведение.

Виды труб

Наиболее распространенным типом трубы является труба в строе си-бемоль (in B), звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. В американских оркестрах нередко также используется труба в строе до (in C), нетранспонирующая и обладающая чуть более ярким, открытым звуком, чем труба in B.

Применяемый объём действительного звучания трубы — от e (ми малой октавы) до c³ (до третьей октавы), в современной музыке и джазе возможно извлечение и более высоких звуков. Ноты пишутся в скрипичном ключе, как правило, без ключевых знаков, на один тон выше действительного звучания для трубы in B, и в соответствии с действительным звучанием для трубы in C.

Важно

До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Еs, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности.

С повышением мастерства трубачей и усовершенствованием конструкции самой трубы необходимость в таком количестве инструментов исчезла. В наше музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или на трубе in C.

Среди других разновидностей трубы:

Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и предназнающаяся для исполнения звуков в низком регистре (Рахманинов — Третья симфония). В настоящее время используется крайне редко, а в сочинениях, где предусмотрена её партия, применяется флюгельгорн.

Басовая труба in B, звучащая на октаву ниже обычной трубы и на большую нону ниже написанных нот. Вышла из употребления ко второй половине XX века, в настоящее время её партию исполняют на тромбоне — инструменте, схожем с ней по регистру, тембру и строению.

Читайте также:  Как влияет на звук короб для сабвуфера

Труба-пикколо (малая труба). Разновидность, сконструированная в конце XIX века, в настоящее время переживает новый подъём в связи с возродившимся интересом к старинной музыке. Используется в строе си-бемоль (in B) и имеет возможность перестройки в строй ля (in A) для диезных тональностей.

В отличие от обычной трубы, имеет четыре вентиля. Многие трубачи используют для малой трубы мундштук меньших размеров, что, однако, влияет на тембр инструмента и его техническую подвижность. Среди выдающихся исполнителей на малой трубе — Уинтон Марсалис, Морис Андре, Хокен Харденбергер.

Совет

В группе медных духовых инструментов симфонического оркестра труба — самый высокий по диапазону инструмент. Ее голос мы слышим обычно тогда, когда внутреннее напряжение музыки достигает наивысшей точки. Именно она придает звучанию оркестра удивительную торжественность, приподнятость.

Труба участвует во многих острых, драматических моментах, в создании героических, волевых и мужественных образов, без нее не обходится ни один батальный эпизод. В то же время труба может играть и очень тихо, мягко. Ее динамический диапазон — от чуть слышного до потрясающе мощного звучания.

Совет

В духовом оркестре трубе отводится ведущая роль. Она обычно исполняет первый голос-мелодию. Солистом труба является в эстрадном оркестре, в джазе, в вокально-инструментальных ансамблях.

Выразительные и технические возможности трубы настолько велики, что многие композиторы прошлого и современности посвятили ей концертно-виртуозные сочинения. Это концерты для трубы с оркестром Й. Гайдна, И. Гуммеля, А. Ф. Гедике, С. Н. Василенко, А. Г. Арутюняна, А. Н. Пахмутовой.

История трубы

Труба — один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н. э.

Трубы существовали во многих цивилизациях — в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Китае и др., и использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих столетий вплоть до XVII века.

В Средневековье трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. Искусство игры на трубе считалось «элитным», ему обучали только особо отобранных людей.

В мирное время трубы звучали на праздничных шествиях, рыцарских турнирах, в крупных городах существовала должность «башенных» трубачей, которые извещали о прибытии высокопоставленной персоны, смене времени суток (таким образом, выполняя роль своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях.

На рубеже Средневековья и Возрождения благодаря совершенствованию технологии изготовления труб интерес к этим инструментам значительно возрос. В эпоху барокко композиторы начинают включать партии труб в оркестр.

Появляются виртуозные исполнители, обладавшие искусством «кларино» (исполнение диатонического звукоряда в верхнем регистре трубы с помощью передувания). Период барокко можно с полным правом назвать «золотым веком натуральной трубы».

Обратите внимание

С приходом классицизма и романтизма, основополагающим принципом которых был мелодизм, натуральные трубы, неспособные исполнять мелодические линии, уходят на второй план и в оркестрах употребляются лишь в tutti для исполнения основных ступеней звукоряда.

Механизм вентилей, изобретённый в 1830-е годы и давший трубе хроматический звукоряд, первое время не получил широкого распространения, так как не все хроматические звуки были интонационно чисты и одинаковы по тембру.

Верхний голос в группе медных духовых с этого времени всё чаще стал поручаться корнету — родственному трубе инструменту с более мягким тембром и более совершенными техническими возможностями.

Корнеты (наряду с трубами) были постоянными инструментами оркестра до начала XX века, когда улучшение конструкции инструментов и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра. В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.

В наше время труба широко используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе, фанке, ска и других жанрах.

Среди выдающихся сольных трубачей различных жанров — Морис Андре, Луи Армстронг, Диззи Гиллеспи, Тимофей Докшицер, Майлз Дэвис, Уинтон Марсалис, Сергей Накаряков, Георгий Орвид, Эдди Кэлверт.

Источник: http://MirZnanii.com/a/317038/truba-muzykalnyy-instrument

Введение

Труба – медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых.

В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра.

С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки.

Важно

Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфонических и духовых оркестрах, а также в джазе и других жанрах.

Труба – один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н.э. Трубы существовали во многих цивилизациях – в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Китае и др., и использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих столетий, вплоть до XVII века.

В Средневековье трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. Искусство игры на трубе считалось “элитным”, ему обучали только особо отобранных людей.

В мирное время трубы звучали на праздничных шествиях, рыцарских турнирах, в крупных городах существовала должность “башенных” трубачей, которые извещали о прибытии высокопоставленной персоны, смене времени суток (таким образом, играя роль своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях.

На рубеже Средневековья и Возрождения благодаря совершенствованию технологии изготовления труб интерес к этим инструментам значительно возрос. В эпоху барокко композиторы начинают включать партии труб в оркестр.

Появляются виртуозные исполнители, обладавшие искусством “Кларино” (исполнение диатонического звукоряда в верхнем регистре трубы с помощью передувания). Период барокко можно с полным правом назвать “золотым веком натуральной трубы”.

Обратите внимание

С приходом классицизма и романтизма, основополагающим принципом которых был мелодизм, натуральные трубы, неспособные исполнять мелодические линии, уходят на второй план и в оркестрах употребляются лишь в tutti для исполнения основных ступеней звукоряда.

Механизм вентилей, изобретённый в 1830-е годы и давший трубе хроматический звукоряд, первое время не получил широкого распространения, так как не все хроматические звуки были интонационно чисты и одинаковы по тембру.

Совет

Верхний голос в группе медных духовых с этого времени всё чаще стал поручаться корнету – родственному трубе инструменту с более мягким тембром и более совершенными техническими возможностями.

Корнеты (наряду с трубами) были постоянными инструментами оркестра до начала XX века, когда улучшение конструкции инструментов и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра. В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.

В наше время труба широко используется как сольный инструмент, в симфонических и духовых оркестрах, а также в джазе, фанке и ска и других жанрах.

Натуральная, или старинная, труба является исторически первой разновидностью собственно музыкальной трубы – то есть применявшейся не для практических, а для эстетических целей. Её отличительные особенности – преимущественно цилиндрическое сечение, довольно поздно переходящее в коническое, а также относительно небольшие раструб и мундштук.

В общей сложности труба этого рода была весьма длинной (примерно вдвое длиннее современной хроматической трубы) и относилась к числу инструментов с узкой мензурой, что позволяло без особых усилий воспроизводить с её помощью широкий спектр звуков – в принципе, при желании, путём сочетания различных строёв на ней можно было получить практически полный хроматический звукоряд.

Однако композиторы классического периода не пользовались всем спектром её возможностей, поскольку в этот период трубы, равно как и ударные инструменты, применялись в оркестрах изредка и эпизодически, зачастую для воспроизведения некоторых отдельных звуков или несложных мелодических оборотов.

В связи с невозможностью пользоваться закрытыми звуками партии труб того времени были менее богатыми, нежели, к примеру, партии валторн, однако это отчасти компенсировалось спецификой собственно их звучания.

Ноты для натуральной трубы, так же, как и для валторны, писались в ключе “соль”; в силу её конструктивных особенностей исполнитель не мог менять изначальную высоту звуков, поэтому композиторам приходилось ориентироваться только на звуки, естественным образом производимые самой трубкой инструмента.

Обратите внимание

Звук в старинной трубе извлекался свободно и с высокой степенью точности, поэтому даже при употреблении довольно ограниченного набора вспомогательных приёмов играть на ней можно было вполне быстро.

В период стиля clarino, или, как его называют альтернативно, во времена полифонистов, техника игры на натуральной трубе получила определённое развитие, однако впоследствии исполнительский стиль вновь возвратился преимущественно к воспроизведению несложных мелодических построений или простых гармоний.

Классический оркестр в то время пользовался, как правило, двумя трубами в их сочетании с литаврами и валторнами, однако встречались и более многочисленные вариации – в зависимости от специфики конкретных произведений. В более поздние периоды, по мере возрастания силы оркестра, количество труб также увеличивалось: к примеру, Р.

Вагнер в “Марше рыцарей” из оперы “Тангейзер” применил сразу 12 труб.

Окончательное завершение эпохи натуральной трубы связано с изобретением вентильного механизма, принципиально схожего с современным.

Тем не менее, переходный процесс не был одномоментным и в различных странах мира проходил по-разному – к примеру, во Франции в течение довольно длительного периода времени был популярен корнет-а-пистон с вентильным механизмом, а в России в середине XIX века последние нередко использовались в сочетании с вентильными трубами (в частности, такие варианты характерны для Даргомыжского или Чайковского). При этом многие композиторы и после создания новых труб продолжали активно пользоваться натуральными, и лишь со временем хроматическая труба современного типа получила должное распространение. На протяжении переходного этапа распространение имела также “старинная хроматическая” – натуральная труба, но с вентильным механизмом, настроенным на тон, полутон и малую терцию, который позволял заполнить пробелы между основными ступенями.

Современная хроматическая труба – это, в сущности, укороченный инструмент, появление которого в определённой степени обусловлено стремлением композиторов ко всё более высоким по звучанию оркестровым партиям.

Её устройство, для которого, в частности, характерны преимущественно коническая мензура и чашеобразный мундштук средней глубины, вызвало утрату полноты звучания, характерной для старинных труб, однако добавило инструменту ясности, звонкости и некоторой резкости.

Наиболее распространенным типом трубы является труба в строе си-бемоль (in B), звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. В американских оркестрах нередко также используется труба в строе до (in C), не транспонирующая и обладающая чуть более ярким, открытым звуком, чем труба in B.

Важно

Применяемый объём действительного звучания трубы – от e (ми малой октавы) до c3 (до третьей октавы), в современной музыке и джазе возможно извлечение и более высоких звуков.

Ноты пишутся в скрипичном ключе, как правило, без ключевых знаков, на один тон выше действительного звучания для трубы in B, и в соответствии с действительным звучанием для трубы in C.

До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Es, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности.

С повышением мастерства трубачей и усовершенствованием конструкции самой трубы необходимость в таком количестве инструментов исчезла, а сама трубка инструмента стала короче и толще (её строй изменился на октаву, хотя тесситура осталась той же). В наше время музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или крайне редко на трубе in C.

Источник: http://prod.bobrodobro.ru/17844

Ссылка на основную публикацию