Акустические измерения с помощью arta software

аудиоТракТ

Сложность измерений электрических и акустических параметров динамиков часто подталкивает на отказ от данной процедуры и впоследствии процесс создания АС происходит с ориентиром на простые формулы расчета, учитывающие только электрические параметры динамиков, да и то идеальных.

Думаю, нет смысла лишний раз углубляться в рассказы о том, что результат в таком случае даже близко не оправдывает ожидания. Лукавить не буду, процесс измерений сложен, требует некоторого специального оборудования и, что очень важно, навыков работы с программами для проведения измерений.

Мало просто измерить, нужно сделать это максимально объективно, и единственным ограничением при измерениях должна оставаться погрешность измерительного оборудования. Далее я постараюсь подробно рассказать о методике проведения измерений в пакете Arta Software.

Обратите внимание

Эту программу я полюбил за удобство и легкость в работе, возможность всестороннего анализа результатов измерений. Последняя версия программы доступна на сайте разработчиков. На данный момент это версия 1.6.1.

Там же можно загрузить оригинальные руководства по работе с компонентами пакета, правда, на английском языке. Эти руководства входят в справочную систему программы. Вызвать ее можно через меню Help – User Manual.

Для проведения измерений понадобится некоторое оборудование. Ниже перечислено то, что используется у меня:

  1. Ноутбук Dell Inspiron 1720 с операционной системой Windows XP Professional x86 и установленным программным пакетом Arta Software.
  2. Звуковая карта E-MU 0404 USB.
  3. Усилитель Denon PMA-500AE. Он подходит, поскольку имеет функцию обхода коррекции тембра, тонкомпенсации и баланса – Source Direct.
  4. Вольтметр В7-38.
  5. Магазин сопротивлений Р33.
  6. Микрофон измерительный Nady CM 100.
  7. Стойка для микрофона. В ее роли выступает стойка от фотоаппарата, обладающая функциями наклона, поворота и регулировки высоты.
  8. “Референсный” резистор (Rref), необходимый при измерениях импеданса. Я использую ПЭВ-10 номиналом 10 Ом. Измеренное сопротивление составляет 9.85 Ом.
  9. Два кабеля с делителями, защищающими вход звуковой карты от опасных для нее величин напряжения. Делители распаяны внутри TRS-джека.
  10. Микрофонный кабель XLR и несколько кабелей для соединения входов/выходов звуковой карты и ее соединения с усилителем.

Первое знакомство и проверка измерительного тракта

Перед началом непосредственно измерений необходимо удостовериться, что используемый измерительный тракт обладает достаточной линейностью. Для этого производится подключение оборудования по схеме Рис. 1.

Запускаем Arta. Для этого в Windows меню “Пуск” необходимо выбрать Все программы – Arta Software – Arta. Откроется окно, называемое окном импульсной характеристики (Impulse Response). Его вид показан ниже (Рис. 2).

Мне не очень приятен стандартный темный интерфейс, поэтому я его изменяю на светлый с помощью функции меню Edit – B/W background color. Также я изменяю стандартную цветовую гамму через меню Edit – Colors and grid style. Первым делом производится настройка программы. Для этого переходим в меню Setup – Audio devices (Рис. 3).

В полях Input Device и Output Device указывается используемая звуковая карта. В поле WaveFormat выбирается разрядность цифровых данных, с которыми будет работать звуковая карта. Разработчики Arta Software рекомендуют использовать 24 или 32 bit, но только в том случае, если используемая звуковая карта является высококачественной.

Мотивируют это справедливо – далеко не все звуковые карты, предназначенные для работы с разрядностью данных 24 bit, обладают линейностью на уровне хотя бы 16 bit. Также возможно появление сообщения об ошибке при запуске измерений, если звуковая карта не поддерживает указанную в поле WaveFormat разрядность.

При выборе 24 либо 32 bit автоматически устанавливается галочка Extensible. Снимать ее не нужно, иначе при запуске измерений программа выдаст ошибку. Все остальные поля предназначены для работы с калиброванным измерительным комплексом, поэтому я их пропускаю. Выполняем установки и нажимаем ОК.

Переходим в меню Setup – Calibrate devices (Рис. 4).

Это меню предназначено для калибровки измерительного комплекса. Нас интересует только раздел Soundcard full scale output (mV). Здесь нажимаем кнопку Generate sinus (400Hz) и устанавливаем на выходе усилителя необходимое для теста напряжение.

Важно

Никаких критических требований к величине этого напряжения нет, просто устанавливается не большая и не маленькая величина. Я установил по вольтметру 0.7041 v. Обратите внимание, что в поле Output level установлено значение -3 dB. После установки нажимаем повторно кнопку (теперь уже с надписью Stop Generator) и закрываем окно.

Переходим в меню SetupAnalysisparameters (Рис. 5).

Здесь все установки нам подходят, за исключением FFT length. Это значение необходимо изменить на 16384. Именно такое, поскольку в дальнейшем при измерениях я буду использовать количество сэмплов тестового сигнала – 16384.

Когда потребуется сменить (при измерениях зависимости нелинейных искажений от частоты), я об этом упомяну. Вообще, желательно, чтобы размер FFT всегда совпадал с количеством сэмплов тестового сигнала. Переходим в меню Record – Impulse response/Signal time record (Рис.

6). Выбираем вкладку Periodic Noise, если она не выбрана.

Здесь, в поле Sequence length (количество сэмплов на период тестового сигнала), устанавливаем значение 16k (16384). При использовании частоты дискретизации 96 kHz, период составляет 16384/96000 = 170.67 ms, что в 3.4 раза больше значения, необходимого для измерения нижней границы звукового диапазона – 20 Гц.

Увеличивать период, значит не только расширение полосы частот вниз, но и увеличение разрешения по частоте. При акустических измерениях платой за это выступает насыщение измеренного сигнала поздними отражениями помещения. На остальных полях сейчас не буду заострять внимание, вернемся к ним позже, при непосредственно акустических измерениях.

Пока производим установку параметров согласно изображению и нажимаем кнопку Generate. Внизу, на индикаторе уровня, отобразятся уровни входных сигналов. С помощью доступных регулировок чувствительности устанавливаем значения в диапазоне -20…-10 dB, после чего отключаем генерацию повторным нажатием кнопки. Теперь нажимаем кнопку Record.

После завершения измерений окно закроется автоматически. Если все прошло успешно, в окне импульсной характеристики должен наблюдаться импульсный отклик системы (Рис. 7).

Совет

Для работы с окном импульсной характеристики в Arta используются курсор и маркер. Курсор устанавливается левой кнопкой мыши и определяет начало временного окна. Маркер устанавливается и удаляется правой кнопкой мыши и определяет конец временного окна. Временная разница между положениями курсора и маркера – это окно измерений (Gate).

Из информации, что находится внутри этого окна, производится расчет графиков АЧХ, ФЧХ, ГВЗ, кумулятивного спектра и графика распада. Остальные графики отображают результаты измерений на основе полного периода тестового сигнала. Внизу окна Impulse Response отображена позиция курсора, ей соответствует 0 ms, 0 сэмплов. В данном случае эта позиция и требуется.

Для вычисления фазовой характеристики необходимо установить значение задержки от положения курсора до максимума импульса. С помощью расположенных справа кнопок Gain, Zoom и Scroll устанавливаем вид импульса так, чтобы были видны позиции сэмплов, после чего устанавливаем маркер в центр импульса и нажимаем на панели инструментов кнопку Get.

В поле Delay for phase estimation (ms) должно отобразиться значение задержки (Рис. 8).

С помощью кнопки Zoom делаем видимым все окно измерений (170 ms) и устанавливаем маркер в самом его конце. У меня длина окна измерений (Gate) соответствует 170.469 ms (16365 сэмплов). Теперь можно просмотреть результаты измерений.

Сейчас нас интересует только линейность АЧХ и ФЧХ, поэтому нажимаем на панели инструментов кнопку с буквами FR (либо через меню выбираем Analysis – Single-gated smoothed Frequency response/Spectrum).

  Откроется окно Smoothed frequency response (Рис. 9).

Слева внизу расположены четыре кнопки – Mag, M+P, Ph и Gd. Каждая отвечает за отображение графиков соответственно АЧХ, АЧХ+ФЧХ, ФЧХ и ГВЗ. Справа на панели, в поле Smoothing, можно выбрать сглаживание графика. Я использую стандартно 1/24 октавы, в редких случаях – более сильное сглаживание.

Левой кнопкой мыши на графике производится установка курсора, а правой – открываются свойства графика. Более подробно к этому, а также к ряду других возможностей, я вернусь позже. Сейчас же результат получен, и можно видеть полную пригодность измерительного тракта для проведения измерений импеданса и акустических измерений.

Обратите внимание

Пока есть результат измерений, можно самостоятельно ознакомиться с меню программы и просмотреть, как выглядят графики для системы, идеальной относительно динамиков. Например, переходная характеристика. Программа не умеет отправлять на принтер результаты измерений и не умеет экспортировать их в графический формат, но позволяет перенести в буфер обмена.

Для этого в каждом окне доступна кнопка Copy (либо через меню Edit – Copy). После ее нажатия откроется окно Copy to Clipboard (Рис. 10).

В текстовом поле можно написать комментарий к графику, а в поле Choose bitmap size выбрать из списка размер изображения. Галочка Add filename and date добавляет к графику имя файла импульсной характеристики и текущую дату. Для примера, результат показан ниже (Рис. 11).

Сирвутис Алексей (Lexus)

Помощь и обсуждение статьи на форуме.

Источник: http://audiotrakt.at.ua/index/znakomstvo_i_proverka_izmeritelnogo_trakta_s_arta_software/0-228

Профессиональные акустические программы (линки)

ETF это высокоточная акустическая измерительная система, рассчитанная на профессионалов и любителей. Двухканальный метод измерения с помощью MLS сигнала обеспечивает высокую точность результатов даже с бюджетной звуковой картой.
http://www.etfacoustic.com/

Room SizerОчень удобная программа для оценки модальных характеристик помещения в зависимости от их пропорций.
http://rpginc.com/products/roomsizer/index.htm

CARA 2.1 PLUS
Программа в оболочке Windows для энтузиастов стерео и домашних кинотеатров.
CARA рассчитывает акустику помещения с помощью 3D моделирования звукового поля.
http://www.cara.de/ENU/index.html

PRAXIS это сложная измерительная система, использующая большие возможности Windows. Предназначена для профессионалов.
http://www.libinst.com/PraxisMoreInfo.htm

ARTA – программа для измерения импульсного отклика помещения, RTA, АЧХ, RT60.
Измерение импульсного отклика помещения с помощью генератора: белого и розового шума, MLS сигнала, линейного и логарифмического свипа. Двухканальный Фурье-анализатор.

http://www.fesb.hr/mateljan/arta/

Room EQ Wizard
Java программа для измерения АЧХ помещений и коррекции модальных резонансов. Состав: генератор тестовых сигралов, измерение SPL, измерение импульсного отклика, генерирование спектральных графиков, ETC, RTA, RT60 и т.п. Позволяет автоматически настраивать параметрический эквалайзер для коррекции комнатных мод.
http://www.hometheatershack.com/roomeq/

CATT-acoustic Профессиональная программа по акустике помещений.

http://www.catt.se/

EASE v3.0 (for Windows)
EASE v3.0 программа акустического моделирования больших помещений (стадионы, церкви, арены, театры и т.п.). Предназначена для инсталляторов, архитекторов, инженеров, строителей.
http://www.renkus-heinz.com/ease/index.html

Важно

MLSSA Acoustical Measurement System
MLSSA может применяться для измерения разборчивости речи в помещениях (STI, RASTI) в соответствии с IEC 60268–16, для измерения акустических параметров помещений в соответствии с ISO 3382.
http://www.mlssa.com/

Читайте также:  Полочные самодельные ас

ODEON — Room Acoustics Software Профессиональная програма, распространяется компанией Brüel & Kjær (worldwide).

home

NEMPEE Acoustics Software
Программа расчета акустики помещений для инженеров-акустиков и архитекторов.
http://www.nempee.com/AcouSoft.htm

Ramsete in 3 editions (Lite, Classic & II)
Программа моделирования акустики помещений на основе пирамидальной трассировки звуковых лучей.
http://www.ramsete.com/

Spectra Series
SpectraLab, SpectraPro, SpectraPlus и т.п. Серия акустических программ с широкой областью применения.
http://www.soundtechnology.com/download-center.htm

ULYSSES
ULYSSES это программа, разработанная для быстрой и точной оценки и моделирования акустических параметров помещений.
http://www.ifbsoft.de/software/ulysses/e.php

Источник: https://Professionali.ru/Soobschestva/arxitekturnaya_akustika_i_interer/_professionalnye_akusticheskie_programmy_linki/

Замер параметров T/S динамика с помощью компа (AudioTester) — Community «Автозвук» on DRIVE2

Доброго времени суток, звуконутые драйвовчане!Пост для тех, кто самостоятельно строит звук в своем авто. Для того, чтобы сделать это грамотно и получить на выходе правильный звук, а не бубнеж, пердеж, гундеж – нужно знать параметры динамиков.Определить ключевые программы можно с помощью программы AudioTester, о чем и пойдет сегодня речь.

Zoom

Вот так выглядит программка AudioTester. Красной стрелкой помечена вкладка замера T/S параметров

С ее помощью можно определить:— резонансную частоту— все сопротивления (постоянному току, максимальное сопротивление, а также график зависимости сопротивления от частоты)— добротности Qms Qel и Qts— массу подвижки— жесткость подвеса— эквивалентный объемПодробности в видео:В видос не вошла информация о калибровке программы, поэтому опишу этот процесс тут:

Настройка программы и компа для измерений

1. Ставим уровень громкости микрофона на максимум и выключаем все улучшайзеры/эквалайзеры и повышение чувствительности2. Подключаем вместо динамика резистор сопоставимого с динамиком сопротивления (я подключал 5 Ом). Если есть, чем точно померить сопротивление резистора – это большой плюс.3. Запускаем программу, ставим диапазон частот 5-30Гц, количество точек измерения выставляем большИм 200+ (В видео есть подробный обзор настроек программы)4. Запускаем замер и увеличивая громкость, следим за графиком сопротивления. Там будет происходить следующее: сопротивление окажется постоянным до определенного уровня громкости. Там, где сопротивление поползло вверх — начинается клип сигнала, и для корректного замера нам нужно немного опустить громкость. Это сильно зависит от используемого компа: например на нетбуке, что присутствует на видео, корректная громкость для замеров только 30%. На домашнем компе и на 100% нет искажений. Другой ноут корректно работает на 70% громкости.

5. После того, как нашли корректный уровень громкости для замеров, выставляем диапазон 20-20000Гц и прогоняем резистор. Должна получиться прямая линия, и “высота” этой линии должна соответствовать номиналу резистора. Если немного не соответствует – немного изменяем значение подстроечного резистора в настройках программы.

именно здесь он меняется. Смотрим видео, там более подробно

Все! Можно мерить динамики:)

Программа дает повторяемый результат. Один и тот же динамик, замеренный на разных компах, имеет очень схожие показатели. Ни одна звуковуха не пострадала, хотя замерял даже двухомную двенаху.

Соответственно, можно замерить почти любой динамик, но низкоом с осторожностью и на меньшем уровне громкости.Кроме определения T/S параметров, можно смотреть график сопротивления динамика во всем диапазоне. Это важно для пищалок, если вы сами собираете кроссовер.

Можно довольно точно определить сопротивление пищалки на частоте раздела – а это мегаважно для точного попадания в частоту среза. Также, резонансная частота пищалок определяется очень легко.

Совет

Можно смотреть на работу уже готовых фильтров, если подключить их вместе с динамиком – очень наглядно видно, как и с каких частот они начинают работать.Еще в программе есть куча другого функционала, разобраться с которым у меня все никак не дойдут руки.

Программку можно скачать с официального сайта: www.audiotester.de

У меня все:)

Хорошего вам звука!

Источник: https://www.drive2.com/c/456560109879820369/

Акустические измерения. Измеряем АЧХ подручными средствами

Я купил bluetooth-наушники Motorola Pulse Escape. Звучание в целом понравилось, но остался непонятен один момент. Согласно инструкции, в них имеется переключение эквалайзера. Предположительно, наушники имеют несколько вшитых настроек, которые переключаются по кругу.

К сожалению, я не смог определить на слух, какие там настройки и сколько их, и решил выяснить это при помощи измерений. Итак, мы хотим измерить амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) наушников — это график, который показывает, какие частоты воспроизводятся громче, а какие — тише.

Оказывается, такие измерения можно произвести «на коленке», без специальной аппаратуры. Нам понадобится компьютер с Windows (я использовал ноутбук), микрофон, а также источник звука — какой-нибудь плеер с bluetooth (я взял смартфон). Ну и сами наушники, конечно.

(Под катом — много картинок).

Подготовка

Вот такой микрофон у меня нашёлся среди старых гаджетов. Микрофон копеечный, для разговоров, не предназначенный ни для записи музыки, ни тем более не для измерений.

Конечно, такой микрофон имеет свою АЧХ (и, забегая вперёд, диаграмму направленности), поэтому сильно исказит результаты измерений, но для поставленной задачи подойдёт, потому что нас интересуют не столько абсолютные характеристики наушников, сколько то, как они изменяются при переключении эквалайзера. У ноутбука имелся всего один комбинированный аудиоразъём.

Подключаем туда наш микрофон:Windows спрашивает, что за прибор мы подключили. Отвечаем, что это микрофон:Windows — немецкий, извините. Я ведь обещал использовать подручные материалы.

Тем самым единственный аудиоразъём оказывается занятым, поэтому и нужен дополнительный источник звука. Скачиваем на смартфон специальный тестовый аудиосигнал — так называемый розовый шум.

Розовый шум — это звук, содержащий весь спектр частот, причём равной мощности по всему диапазону. (Не путайте его с белым шумом! У белого шума другое распределение мощности, поэтому его нельзя использовать для измерений, это грозит повреждением динамиков).

Настраиваем уровень чувствительности микрофона.

Нажимаем правую кнопку мыши на значке громкоговорителя в Windows и выбираем регулировку устройств записи:Находим наш микрофон (у меня он получил название Jack Mic):Выбираем его в качестве устройства записи (птичка в зелёном кружочке).

Выставляем ему уровень чувствительности поближе к максимуму:Microphone Boost (если есть) убираем! Это автоматическая подстройка чувствительности. Для голоса — хорошо, а при измерениях будет только мешать.

Устанавливаем на ноутбук измерительную программу.

Я люблю TrueRTA за возможность видеть сразу много графиков на одном экране. (RTA — по-английски АЧХ). В бесплатной демо-версии программа измеряет АЧХ с шагом в октаву (то есть соседние точки измерения отличаются по частоте в 2 раза). Это, конечно, очень грубо, но для наших целей сойдёт.

Обратите внимание

При помощи скотча закрепляем микрофон около края стола, так чтобы его можно было накрыть наушником:Важно зафиксировать микрофон, чтобы не сдвинулся в процессе измерений.

Подсоединяем наушники проводом к смартфону и кладём одним наушником поверх микрофона, так чтобы плотно закрыть его сверху — примерно так наушник охватывает человеческое ухо:Второй наушник свободно висит под столом, из него мы будем слышать включённый тестовый сигнал.

Убеждаемся, что наушники лежат стабильно, их тоже нельзя сдвигать в процессе измерений. Можно начинать.

Измерения

Запускаем программу TrueRTA и видим:Основная часть окна — поле для графиков. Слева от него находятся кнопки генератора сигналов, он нам не понадобится, потому что у нас внешний источник сигнала, смартфон. Справа — настройки графиков и измерений. Сверху — ещё кое-какие настройки и управление.

Ставим белый цвет поля, чтобы лучше видеть графики (меню View → Background Color → White). Выставляем границу измерений 20 Hz и количество измерений, скажем, 100. Программа будет автоматически делать указанное количество измерений подряд и усреднять результат, для шумового сигнала это необходимо.

Выключаем отображение столбчатых диаграмм, пусть вместо них рисуются графики (кнопка сверху с изображением столбиков, отмечена на следующем скриншоте). Сделав настройки, производим первое измерение — это будет измерение тишины. Закрываем окна и двери, просим детей помолчать и нажимаем Go:Если всё сделано правильно, в поле начнёт вырисовываться график.

Подождём, пока он стабилизируется (перестанет «плясать» туда-сюда) и нажмём Stop:Видим, что «громкость тишины» (фоновых шумов) не превышает -40dBu, и выставляем (регулятор dB Bottom в правой части окна) нижнюю границу отображения в -40dBu, чтобы убрать фоновый шум с экрана и покрупнее видеть график интересующего нас сигнала.

Теперь будем измерять настоящий тестовый сигнал. Включаем плеер на смартфоне, начав с малой громкости. Запускаем измерение в TrueRTA кнопкой Go и постепенно прибавляем громкость на смартфоне. Из свободного наушника начинает доноситься шипящий шум, а на экране возникает график. Добавляем громкость, пока график не достигнет по высоте примерно -10…

0dBu:Дождавшись стабилизации графика, останавливаем измерение кнопкой Stop в программе. Плеер тоже пока останавливаем. Итак, что мы видим на графике? Неплохие басы (кроме самых глубоких), некоторый спад к средним частотам и резкий спад к верхним частотам. Напоминаю, что это не настоящая АЧХ наушников, свой вклад вносит микрофон.

Этот график мы возьмем в качестве эталонного. Наушники получали сигнал по проводу, в этом режиме они работают как пассивные динамики без всяких эквалайзеров, их кнопки не действуют. Занесём график в память номер 1 (через меню View → Save to Memory → Save to Memory 1 или нажав Alt+1). В ячейках памяти можно сохранять графики, а кнопками Mem1..

Mem20 в верхней части окна включать или отключать показ этих графиков на экране. Теперь отсоединяем провод (как от наушников, так и от смартфона) и подключаем наушники к смартфону по bluetooth, стараясь не сдвинуть их на столе.Снова включаем плеер, запускаем измерение кнопкой Go и, регулируя громкость на смартфоне, приводим новый график по уровню к эталонному.

Важно

Эталонный график изображён зелёным, а новый — синим:Останавливаем измерение (плеер можно не выключать, если не раздражает шипение из свободного наушника) и радуемся, что по bluetooth наушники выдают такую же АЧХ, как по проводу. Заносим график в память номер 2 (Alt+2), чтоб не ушёл с экрана. Теперь переключаем эквалайзер кнопками наушников.

Наушники рапортуют бодрым женским голосом «EQ changed». Включаем измерение и, дождавшись стабилизации графика, видим:Хм. Кое-где есть отличия в 1 децибел, но это как-то несерьёзно. Скорее похоже на погрешности измерений.

Читайте также:  Акустика ссср

Заносим и этот график в память, переключаем эквалайзер ещё раз и после измерения видим ещё один график (если очень хорошо присмотреться):Ну, вы уже поняли. Сколько я ни переключал эквалайзер на наушниках, никаких изменений это не давало!

На этом, в принципе, можно заканчивать работу и делать вывод: у этих наушников работающего эквалайзера нет. (Теперь понятно, почему его не получалось услышать).

Однако тот факт, что мы не увидели никаких изменений в результатах, огорчает и даже вызывает сомнения в правильности методики. Может, мы измеряли что-то не то?

Бонусные измерения

Источник: https://habr.com/post/407107/

Программа для снятия характеристик с аудиоаппаратуры

Программа для снятия характеристик с аудиоаппаратуры
RightMark® Audio Analyzer 6.0

О программе

Программа RightMark Audio Analyzer предназначена для тестирования качества аналоговых и цифровых трактов любой звуковой аппаратуры – звуковых карт, портативных mp3-плееров, бытовых CD/DVD-плееров, а также акустических систем.

Тестирование осуществляется путем воспроизведения и записи тестовых сигналов, прошедших через исследуемый звуковой тракт, посредством алгоритмов частотного анализа.

Для тех, кто не знаком с измеряемыми техническими параметрами, программа даёт условную словесную оценку.

Режимы тестирования

Программа RMAA может использоваться для тестирования различных частей звуковой карты, а также других звуковых устройств. Вот несколько основных вариантов использования программы:

• Тестирование выхода (воспроизведения) звуковой карты

Для такого тестирования нужно иметь высококачественную референсную звуковую карту, которая будет использоваться для записи. Перед тестированием выход тестируемой звуковой карты подключается ко входу референсной.

RMAA воспроизводит тестовый сигнал через выход тестируемой звуковой карты и анализирует результат, записанный через вход референсной карты.

При этом предполагается, что референсная карта практически не вносит дополнительных искажений в сигнал (по сравнению с выходом тестируемой карты).

• Тестирование входа (записи) звуковой карты

Совет

Для этого тестирования также нужно иметь высококачественную референсную карту, которая будет воспроизводить тестовые сигналы. Выход референсной карты подключается ко входу тестируемой карты.

RMAA воспроизводит тестовый сигнал через выход референсной карты и анализирует результат записанный через вход тестируемой карты.

При этом предполагается, что референсная карта выдает на выходе практически неискаженный сигнал (по сравнению с уровнем искажений входа тестируемой карты).

• Тестирование полной цепи звуковой карты (суммы искажений записи и воспроизведения)

Для этого тестирования не нужно дополнительного оборудования. Единственное требование – это возможность работы тестируемой звуковой карты в дуплексном режиме.

Для тестирования нужно соединить выход тестируемой звуковой карты (например, “line out” или “spk out”) с ее входом (например, “line in”).

Недостаток данного теста в том, что по результату нельзя точно определить, к выходу или ко входу звуковой карты относятся те или иные зафиксированные помехи.

• Тестирование цифровых входов и выходов звуковой карты

Как ни странно, часто цифровые входы и выходы звуковой карты работают не просто как приемник и передатчик цифрового сигнала, но и вносят в сигнал некоторые искажения. Для тестирования цифровых входов и выходов можно воспользоваться теми же тремя вариантами использования RMAA, которые уже были описаны применительно к аналоговым сигналам.

• Тестирование внешних звуковых устройств реального времени

Для тестирования внешнего звукового устройства нужна референсная звуковая карта. Выход референсной звуковой карты подключается ко входу внешнего устройства, а выход внешнего устройства – ко входу референсной звуковой карты.

Обратите внимание

RMAA пропускает тестовый сигнал через внешнее устройство (воспроизведение и запись обеспечиваются референсной звуковой картой) и анализирует результат.

При этом предполагается, что референсная карта практически не искажает сигнал (по сравнению с уровнем искажений внешнего устройства).

• Тестирование других звуковых устройств (аналоговый/цифровой выход DVD/CD/MP3-плеера) в асинхронном режиме

Для тестирования других звуковых устройств в RMAA имеется асинхронный режим тестирования. Он позволяет записать тестовый сигнал в WAV-файл, далее – проделывать с этим WAV-файлом любые операции и в конце концов проанализировать результат из WAV-файла. Рассмотрим 2 примера использования асинхронного режима.

Тестирование аналогового/цифрового выхода CD-плеера

Сгенерированный программой WAV-файл записывается на CD. Далее он воспроизводится CD-плеером и записывается RMAA в режиме ожидания.

Тестирование аналогового/цифрового выхода MP3-плеера

Сгенерированный программой WAV-файл сжимается в MP3 в максимальном качестве и закачивается в плеер. Далее – файл проигрывается, и записывается RMAA в режиме ожидания.
Интерфейс пользователя

В текущей версии программа имеет многооконный интерфейс. При запуске появляется главное окно программы. В верхней части находится выбор устройств воспроизведения (верхний список) и записи (нижний список). Там же расположены режимы семплинга – частота дискретизации и разрядность. Данные настройки также влияют на данные, сохраняемые в WAV-файл для тестирования внешних устройств.

«Wave mapper» – текущее выбранное звуковое устройство Windows в Control Panel/Multimedia.

Кнопка Modes запускает тест проверки поддержки драйверами всех возможных режимов семплинга. Ping – проверка поддержки текущего режима. Поддержка режима не всегда означает корректную работу в данном режиме.

Кнопка Properties открывает окно диагностики и настройки ASIO устройств. Доступно только в версии RMAA PRO.

Древовидный список ниже содержит настройки программы (обычный шрифт) и список тестов (полужирный шрифт).

Изменение опций тестов возможно только в версии RMAA PRO.

Кнопка Reset to defaults возвращает значения всех параметров в положение по-умолчанию. Общие настройки теста

General

Save resulting WAV files – сохранение файла с результатами. Используется для отладки и детального анализа результатов в сторонних программах. По умолчанию отключено.

Важно

Analyze noise and distortion only in 20 Hz – 20 kHz range – включение фильтра звукового диапазона, аналогичного стандартному AES17. Используется для получения результатов, сопоставимых с паспортными данными тестируемых изделий. По умолчанию включено.

Normalize amplitude of test signals before analysis – автонормализация результатов по амплитуде. Используется для сопоставимости результатов измерений устройств с разным уровнем сигнала. Наиболее важно при тестировании AC’97/HDA-кодеков и MP3-плееров. По умолчанию включено.
Sound card

Use WDM drivers – WDM модель драйверов используется в современных операционных системах. По умолчанию включено. Отключите в случае использования Windows 9х и VxD драйверов.

Mono mode – режим моно. Убирает второй график со спектра, что может быть полезным при тестировании акустики. По умолчанию выключено. Signals

Calibration tone and sync tone frequency – выбор тестового тона подстройки уровня сигнала. Полезная опция при проведении теста акустических систем. По умолчанию 1000 Гц.

THD test signal, IMD test signal – настройки тестовых сигналов в соответствующих тестах. Настройки по умолчанию показаны на скриншоте. Менять не рекомендуется.
Display

Smaller spectrum windows – настройка уменьшает размер окон спектров. Полезна для экранов с небольшой диагональю.

Display full frequency range (up to Fs/2) – отображать полный диапазон частот, вплоть до половины частоты дискретизации. Влияет на генерацию HTML-отчетов.

Совет

Draw only tops of spectrum on comparison graphs – построение только максимальных значений для отображаемых точек спектра. Опция позволяет лучше видеть относительное положение спектров при сравнении.

Invert spectrum graph colors (for printing) – меняет цвет фона с черного на белый, для печати на принтере или для полиграфии.

Graph line width – толщина линий на графиках.

Сolor slot # -выбор цвета графика из палитры.
Тесты акустических систем

Тесты Frequency response (swept sine) и Total harmonic distortion (set of tones) предназначены для тестирования акустических систем. Алгоритмы тестирования акустики имеют специфику, поэтому рекомендуется использовать тесты по своему прямому назначению.

Thorough frequency response test – в режиме тестирования АЧХ логарифмически нарастающим синусом используется более продолжительный тестовый сигнал.

Subwoofer test – тестируется только низкочастотный диапазон. Калибровочный сигнал также имеет более низкую частоту.

Plot THD in swept sine test – строит график искажений в тесте АЧХ.

В настройках второго теста, перебором нарастающих по амплитуде постоянных по частоте синусоид, указывается количество тестовых частот, диапазон изменения амплитуд.
Настройка уровней

Ясно, что уровни записи и воспроизведения сильно влияют на уровень шумов и искажений в тестируемой цепи. Поэтому перед тестированием желательно отрегулировать уровни так, чтобы результаты тестирования были наилучшими. Можно проводить тестирование несколько раз и подбирать уровни для достижения наилучших результатов.

Рассмотрим наиболее типичную настройку уровней при тестировании полной цепи (ЦАП+АЦП) звуковой карты, когда выход “line out” соединяется с входом “line in”.

Обратите внимание

1. В микшере звуковой карты необходимо включить на воспроизведение только выходы “wave out” и “master”. На запись следует включить только вход “line in”. Для получения наиболее точных результатов выключите все эквалайзеры, 3D-эффекты и проч.

2. Уровни “wave out” на воспроизведении и “line in” на записи желательно выставить в положения по умолчанию. Это обычно положения от среднего до верхнего.

3. Запустить программу RMAA, выбрать в настройках звуковой карты нужные устройства для воспроизведения и записи и войти в режим настройки уровней (кнопка “Adjust I/O levels”).

Начнется настройка уровней звуковой карты. При этом по тестируемой цепи будут пропускаться сигнал с амплитудой –1 дБ. Отрегулируйте уровни записи и воспроизведения в микшере (точное совпадение не требуется, разница в 1 или 2 дБ вполне допустима).

Сначала рекомендуется попытаться отрегулировать уровни с помощью только одного регулятора: “master”. Если это не удастся, то можно двигать и регуляторы “wave out” и “line in”.

При регулировке необходимо следить, чтобы в спектре входного сигнала, изображаемом окне спектра не возникало нелинейных искажений.

Выберите нужные типы тестов в главном окне программы и нажмите кнопку “RUN TESTS!”. После завершения тестирования можно просмотреть результаты в окне “Test results” или выполнить те тесты, которые еще не проводились.
Просмотр результатов

В окне “Test results” собрана информация обо всех проводившихся тестах

Окно поделено на 4 слота (4 вертикальных столбца), в каждый из которых могут быть записаны результаты одного набора тестов. Таким образом, можно одновременно загрузить результаты тестирования четырех устройств или четырех режимов устройств, в том числе самих тестовых файлов, сгенерированных программой.

Важно

Для каждого теста в окне выводится краткий численный результат. Более подробный отчет о результатах теста можно получить, щелкнув правой кнопкой мыши на численном результате.

Читайте также:  Любительские ас

Вертикальный ряд кнопок справа от численных результатов позволяет просмотреть график спектра для соответствующего теста.

Кнопки “Select” под слотами позволяют выбрать несколько слотов для сравнения результатов.

Кнопки открытия и сохранения файлов позволяют загрузить или сохранить набор результатов в SAV-файл для последующего просмотра. В SAV-файле сохраняются все детали отчетов и графики спектра.

Кнопка генерации HTML-отчета позволяет сгенерировать HTML-файл с результатами тестирования или со сравнением результатов из нескольких слотов. В HTML-отчет включаются все детальные отчеты и графики. Окно спектра

Элементы управления:

– приблежение – удаление

Элементы панели инструментов:
Анти-алиасинг графика. Устраняет эффект ступенчатости при выводе на экран.

Поменять графики местами – рисует правый канал на заднем плане, а левый – на переднем

Настройка параметров отображения.

Сохранение графика в графическом файле на диске.

Scale: Log/Linear/Mel – масштаб: логаримический, линейный, мелодический

Управление мышью:

• Левая кнопка – выделение горизонтального фрагмента графика и его приближение.
Spectrum analysis

Spectrum analysis – продвинутый анализатор спектра произвольных WAV-файлов.

Нажатие открывает стандартный диалог выбора WAV-файла. Это может быть, например, сгенерированный и записанный нестандартный сигнал, отсутствующий в списке тестов. Опции спектрального анализа:

Совет

Спектральный анализ файла выполняется по блокам размером “FFT size”, с усреднением спектра по всему файлу. Если требуется проанализировать спектр лишь части файла, то ее надо вырезать во внешнем звуковом редакторе и сохранить в отдельный WAV-файл. Поддерживается работа с 16 и 32-битными WAV-файлами и широким диапазоном частот дискретизации.

FFT size -размер блока FFT в семплах. От этого зависит число частотных полос спектра (bins), т.е. детальность частотного представления сигнала (важно для анализа сигналов в НЧ-области). Чем выше FFT size, тем длиннее по времени должен быть сигнал. Минимальное время в секундах можно рассчитать по формуле FFTsize/Fs.

Resolution -ширина одной “частотной полосы” спектра. Для удобства для текущей частоты дискретизации автоматически высчитывается разрешение по частоте.

Zero padding -дополнение сигнала нулями перед взятием спектра. Позволяет чуть точнее прорисовать спектр (это приводит как бы к интерполяции спектра по частоте).

FFT overlap -перекрытие окон FFT по времени (в процентах от ширины окна). Большее перекрытие приводит к чуть лучшему усреднению спектра по времени.

FFT window -форма весового окна. Компромисс межу подавлением боковых лепестков и расширением пиков.

Kaiser window beta -параметр окна Кайзера, регулирует степень подавления боковых лепестков. Если в спектре есть высокие пики, можно повысить до 13 -15, если высоких пиков нет, можно не трогать или понизить до 5 – 7.

СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ 6.4

Статья подготовлена по материалам сайта http://www.radiolamp.ru/

Еще немного о программе для тестирования усилителей, акустики и аудиокарт

Инструкция тестирования звуковой карты на одном компьютере и одной звуковой карте на примере Win 7 и звуковой карты Creative X-fi Xtreme Audio.

1. Настройка аппаратной части. Нужно выставить нормальные аппаратные настройки звуковой карты (см. ниже) в контрольной панели звуковой карты. 1.1. Выбрать режим работы: 2 канала (Стерео) (т.к. тестируются только 2 канала) 1.

2. Отключить ВСЕ “улучшайзеры” (эквалайзер, ревербератор и прочие эффекты) (это нужно для того чтобы звук был максимально приближен к тому каким он должен быть, или вернее сказать минимально испорчен всякими “улучшайзерами”)

Обратите внимание

1.3. Выставить Частоту Дискретизации и глубину бит равную винде. а лучше выбрать 96 (или) 192КГц и 24 бит, а затем в винде выставить такие же значения, о чём будет сказано чуть ниже.

С аппаратной частью покончено, переходим к программной.

2. Программная часть. Настройка винды. 2.1. Пуск – Панель Управления – Звук. Во вкладке Воспроизведение выделяем Динамики и жмём Настроить. выберите режим стерео, поставьте галочку широкополосные динамики, ок. затем опять выделяем Динамики, и жмём свойства. во вкладке Уровни ставим максимальную громкость, а все остальные регуляторы (микрофон, линейный вход и т.п.

) на 0 и выключаем. во вкладке Sound Blaster (если она есть) так же выключаем все “улучшайзеры” и ставим галочку Disable Sound Blaster enhancements.

во вкладке Дополнительно выставляем частоту дискретизации и глубину бит ту же что выставили в контрольной панели звуковой карты. Нажимаем применить и ок. 2.2.

в окне Звук выбираем вкладку Запись, отключаем все входы и включаем line-in (линейный вход).

2.3. выделяем Line-in и жмём Свойства. Во вкладке Прослушать отключить опцию Прослушать с данного устройства.

во вкладке Sound Blaster (если она есть) так же выключаем все “улучшайзеры” и ставим галочку Disable Sound Blaster enhancements.

во вкладке Дополнительно выставляем частоту дискретизации и глубину бит ту же что выставили в контрольной панели звуковой карты. Нажимаем применить. переходим во вкладку Уровни и НЕ закрываем окно

3. Тестирование. 3.1. Запускаем RightMark Audio Analyzer 3.2. проводом соединить Line-Out (линейный выход) с Line-In (линейный вход) (провод использовать Стерео, экранированный) 3.3.

Важно

в программе RMAA (сверху), устройства воспроизведения/записи и режимы, выставить Direct Sound Динамики (тестируемая звуковая карта) и MME Line-In (тестируемая звуковая карта), режим: выставляем частоту дискретизации и глубину бит ту же что выставили в контрольной панели звуковой карты. 3.4.

в программе RMAA (снизу), начать тесты, жмём самый нижний левый значок Воспроизведение/запись. в это время возвращаемся к окошку Звук (свойства Line-in), Уровни, и регулируем уровень так, чтобы в окне RMAA уровень пиков был в пределе -3дБ – -0.

1дБ (лучше ближе к -0,4дБ) и если никаких проблем не обнаружено и Диагностика даёт зелёный сигнал, можно жать Начать тест. 3.5. После теста появится окно Выбор слота.. имя нового: пишите как вам будет угодно и жмёте Ок

3.6. в окне Результаты теста нажать нижний, третий слева значок (скрепка) , Ок. Предлагается сохранение в виде генерации HTML-отчёта. выбираете как вам нравится и жмёте Ок. Затем сохранить куда удобно. Окрываете в браузере и оцениваете железку

Вроде ничего не забыл. на написание ушёл ровно час. Надеюсь кому ни-ть поможет.

Переключение на русский язык:

Адрес администрации сайта: admin@soundbarrel.ru    

Источник: http://soundbarrel.ru/softina/RMAA.html

ARTA Audio Measurement And Analysis Software v1.6.1 » 2BakSa.Net

Помощь сайту / Donate

Z826074280762
R087294265364
U051530505194
E804621616710
E-mail для связи
E-mail for communication

Поиск по сайту

Вход на сайт

Меню

Реклама

Последние комментарии

Рекламный блок

Реклама

E-mail для связи:

Партнёры

Для вас работают

diim (админ)
brodyga (админ)
marlon
leteha
M Yuriy M
Liandri
Ledworld
Tonkopey
Desha
Unipredator
edikbirnt
FrenFolio
jcpnet
mikasantik1073
sibius777
Masarat
PhenomX
manivell17
max121290
Sanchezzz
BelyaevVA
Samogon
serg12021988
comp12345

Музыкальные Чарты ТОПы Хит-Парады на Радио TV и в Интернете | КомментироватьРаздел: Музыка | 28.01.19 | 17:33
ARTA Audio Measurement And Analysis Software v1.6.1ARTA – программа для измерения импульсного отклика и для измерений анализа и частотной характеристики спектра в режиме реального времени. Система измерения импульсного отклика с генераторами сигнала: периодический белый шум, периодический розовый шум, MLS, линейный и логарифмически нарастающего синуса. Двойной канал Фурье-анализатора спектра с генераторами сигнала: белый шум, розовый шум, периодический белый шум и периодический розовый шум.
ARTA – program for the impulse response measurement and for real-time spectrum analysis and frequency response measurements. Impulse response measurement system with signal generators: periodic white noise, periodic pink noise, MLS, linear and logarithmic swept-sine. Dual channel Fourier analyzer with signal generators: white noise, pink noise, periodic white noise and periodic pink noise. Single channel Fourier analyzer with signal generators: periodic white noise and periodic pink noise. Spectrum, octave band and THD analyzer with signal generators: sine, two sine, multitone, white noise, pink noise, periodic white noise and periodic pink noise.

With calibrated microphone, ARTA can be used as a virtual IECC class 1 SPL meter with real time modes:

Integrating SPL meter with 24 hours data logging, Octave SPL meter with noise rating (NR, NC, PNC, RC, NCB), Third octave SPL meter with report of specific loudness, loudness in sones and loudness level in phones.

The ARTA program is also a powerful analyzer of:

Gated frequency response, Smoothed frequency response (in 1/n-octave bands), Step response, Impulse response envelope (ETC – curve), Cumulative spectral decay waterfall graphs and sonogram, Burst decay waterfall graphs and sonogram, Energy decay in reverberant environments, Room acoustical parameters, Directivity patterns, Speech intelligibility measures: MTF, STI, RASTI, %AL.

ARTA version 1.6.1 is published.

New features, implemented in program ARTA, are: – Signal recorder now function as storage scope with triggering capabilities on both channels, with predelay and postdelay. – For recorded signal the gated spectrum analysis and Short-Time Fourier waterfall plot are possible. – Import from wav and ascii files can be analysed as IR or signal time record. – A contour plot added for the presentation of directivity patterns. – In reveberation window, the 95% cut of tail enabled. – In all time windows 8 x zoom enabled, with zoom report on graphs. – A button is added to Imp window control bar, for setting cursor on position of max amplitude. – New tool: Two-channel voltage level meter and 1/3 oct. analyser. – Enhanced FR target filter generation. – Difference mode – in Fr1, Fr2, Spa – shows difference of Magnitude and overlay levels.

Following bugs are removed:

– Arta 'Load target' command – accept files with arbitrary number of points (removed hidden restriction on 720 points) – Arta peak meter in SPL windows is tracking the peak in every recorded blocks – Limp correctly reports Le. – Steps correctly reports X-axis values in Distortion vs. excitation plot.

Официальный сайт | Home Page – http://www.fesb.hr/~mateljan/arta/news.htm

Размер: 5.66 MB

ARTA.Audio.Measurement.And.Analysis.Software.v1.6.1-BEAN
Скачать | Download
Скачать | Download
Скачать | Download

Пароль/Password:

Раздел: Программы | 04.01.10 | 14:58

Загрузка…

Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться на сайте

Источник: http://2baksa.net/news/45329/

Ссылка на основную публикацию