Однотактный ламповый усилитель на 6с4с от а.б.

Ламповый однотактный усилитель на 5Ц4С/6С4С

Narayan 2017-07-20 05:33:29 UTC #1

По просьбе хорошего товарища, далекого от интернета, вешаю объяву.
Мопед не мой, но хозяин абсолютно адекватный и общительный человек, при интересе к аппарату дам личные контакты.

Авторский однотактный ламповый интегральный усилитель по схеме Loftin-White. Кенотронное питание на лампах 5Ц4С. Выходные лампы 6С4С. Выходная мощность – 4 ватта на канал.

Поканальная регулировка громкости.

По всем деталям об аппарате – буду отправлять к хозяину, сори. Я знаю только, что этот усилитель – очень тяжелая зараза…

19500 рублей за это счастье.

Китайские ламповые усилители или копии легендарных брендов

Narayan 2017-07-20 05:33:52 UTC #2

Narayan 2017-07-20 05:34:11 UTC #3

Narayan 2017-07-20 05:34:32 UTC #4

samar (Владимир) 2017-07-20 05:43:01 UTC #5

Обратите внимание

желательно бы фото задней панели, а то про коммутацию ни слова… и обычно фото внутреннего монтажа и самое интересное –автор! У нас в Самаре так просто переизбыток ламповиков-конструкторов!

Narayan 2017-07-20 05:44:09 UTC #6

К хозяину со всеми вопросами. Фото коммутационной панели, думаю, смогу добавить.
Единственное, что знаю со слов, что какой-то адекватный автор из Тольятти.

stMikl (Михаил) 2017-07-20 05:48:45 UTC #7

Для самоделок хороший тон выкладывать фото подвала.
Также интересно – какие моточные изделия используются в устройстве и их хар-ки…

signalyst (Signalyst) 2017-07-20 10:35:55 UTC #8

На авито цена 15 , кому верить ?

Narayan 2017-07-20 10:36:54 UTC #9

Проверил, одинаковая цена…

signalyst (Signalyst) 2017-07-20 10:39:51 UTC #10

Да уже поменяли , быстро !

Narayan 2017-07-20 10:46:10 UTC #11

Да я человека убить могу ради нескольких тысяч рублей!

signalyst (Signalyst) 2017-07-20 10:48:12 UTC #12

Добрый вы человек , хоть предупредил

Evgen66 (Евгений) 2017-07-21 11:10:30 UTC #13

Фото монтажа конечно нужно и вопросов лишних не будет.

EFaudio (Сергей) 2017-07-21 13:51:29 UTC #14

И схему хорошо бы видеть.

signalyst (Signalyst) 2017-07-21 19:36:42 UTC #15

Схема приличная , на автомате все и лофтинуайт между лампами . Ну для этой цены очень даже !

Narayan 2017-07-22 09:41:51 UTC #16

Добавляю фото схемы и нутрянки со снятой нижней крышкой.

Narayan 2017-08-16 20:38:49 UTC #17

Narayan 2017-12-02 16:30:23 UTC #18

system (system) Закрыл тему 2018-04-06 16:40:29 UTC #19

Эта тема была автоматически закрыта через 125 дней после последнего ответа. В ней больше нельзя отвечать.

Домой Разделы Руководство и часто задаваемые вопросы Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности

Источник: https://www.dastereo.ru/t/lampovyj-odnotaktnyj-usilitel-na-5cz4s-6s4s/7783

Ламповый усилитель на лампах 6п31с

29 марта

Сижу слушаю усилитель на лампах 6П31С. Интересные лампы. После включения играют вроде ничего и так несколько часов. Затем следует какое-то замыливание в звуке. Через пару дней звук проясняется и становится стабильным. Замечаю это не первый раз. Какие процессы происходят не знаю. Знаю, что эту лампу нужно “греть” звуком несколько дней.

В однотактном режиме ее невзлюбил. Начитавшись Пузанова соорудил на ней ламповый усилитель. Менял драйверные лампы, танцевал вокруг них, колдовал, а звук все равно не цеплял. Пробовал ее в двухтактном режиме с несамобалансирующимся фазоинвертором. Ожидал чуда, чуда не было. Все тот же звук, как яичный белок, ни запаха, ни цвета, ни вкуса.

Данный проект изначально рассчитывался для ламп 6С4С на выходе. Под них мотались выходные трансформаторы и рассчитывался коэффициент трансформации межкаскадного трансформатора – 2/1+1.

Важно

Какое-то время слушал лампу 6П6С в пентоде. Звук замечательный, но чуйка слишком большая. Коэффициент усиления раскачки около 100, а для 6П6С хватило бы 15. Для такой лампы коэффициент трансформации можно было бы намотать 6/1+1.

Имея негативный опыт с 6П31С, отмахивался от мысли ее применить. Затем поставил. В этом проекте она раскрылась. Это было неожиданно, но радостно. Звук превосходный, плотный, быстрый, детальный, главное живой.

Думаю, что суть басни такова – в ламповом усилителе двухкаскадная раскачка рулит. Если применить два линейных триода с малым Мю звук получается очень достойный. Такой триодный усилитель может конкурировать с пентодным по детальности, скорости и главное по эмоциональной подаче.

Состроил пару: драйвер 6Г1 плюс 6П31С и в подвале шасси установил фазоинверсный трансформатор. Выходной каскад пуш-пулл на лампах 6П31С. Звучит очень здорово.

12 марта

И снова Знаменка!!! И снова Биампинг!!!

Звучит здорово. Отличный пентодный звук. Всего одна лампа EL83. На входе трансформатор, фиксированное смещение, стабилизированный накал, ОППВ, нервы, кровь и пот.

Все это ради волшебных средних и высоких частот. Самый низ воспроизводится усилителем на микросхемах LM1875.

Не смотря на довольный вид обладателя сего комплекта чую, что это начало кроличьей норы)))) Вот такой я злой и коварный))).

29 февраля

Переслушал с лампами гу-50 драйверные каскады на 6Ж52П по Сергееву, EF80 по Линуксу, ECC83 в СРПП.

От пентода 6Ж52П первое впечатление супер. Плотный звук, яркий. Но за всем этим куда-то девалась тонкая детальность. EF80 очень хорошо, драйв передается динамично. Пентодная окраска легкая, нет избыточной яркости, преувеличенной детальности свойственных пентодам.

Режимы выстраданные Димой. Двойной триод ECC83 превзошел всех с большим отрывом. От него осталось наибольшее впечатление от естественного звучания и проработки мелких деталей. Анодное напряжение 340 В, в катодах 610 Ом, ток 1,6 мА, смещение 0,95 В.

Получаем шикарный триодный звук.

30 января

Опробована триодная часть 6Ф7 в двухкаскадном драйвере лампового усилителя на 6П6С.

Это так сказать изврат в данной конструкции. Ее можно было бы и не применять. Поставить 6С5С и было бы круто. Но фазоинверсный трансформатор с недостаточным понижением. Чуйка усилителя не комфортная. Усилитель рассчитывался для октальной лампы 6С4С на выходе.

Особенности 6Ф7 – коэффициент усиления всего 3-5. После нее стоит 6П31С с коэффициентом усиления около 7. Итого получили около 30. Зачем было так извращаться если есть лампы 6Э6П, 6Э5П, 6Ж11П и др.

?! Потому что 6П31С с межкаскадным трансформатором звучит!!!! Только ее нужно немножко качнуть. Ценность новости в том, что может кому нужно немного поднять сигнал, раза в 3-5. Например на выходе ЦАПа или СД.

6Ф7 – лампа изумительная.

Межкаскадный трансформатор. Железо Ш25х50, окно 25х62. Первичка – 3000 витков, провод 0,45. Вторичка 3000, провод 0,25.

2015

Усилитель “Стендаль” пошагово претерпел преобразования и ушел в историю. Для двухтактных ламповых усилителей с фазоинвертором мой эксперимент с названием “Стендаль” – отличный вариант. Его можно смело собирать, он будет радовать слух.

Но как ни крути, по моему мнению, кенотроны уступают диодам с электронными дросселями. Фазоинверторы на лампах уступают трансформаторным.

Пентодный двухтактный ламповый усилитель на 6П6С, с моими трансформаторами ТВЗ и фазоинверсным трансформатором, с полупроводниковым питанием, рвал “Стендаль” как Тузик грелку.

Совет

Я вспомнил, что у меня валяются фазоинверсные трансы Люндалы, намотаны ТВЗ на железе Z11 под лампы 6П6С (8кОм), в подвале лежит тороидальный транс на 250В по переменке.

В течении пары часов на корпусе был уже другой усилитель – РР на 6П6С в триоде с фазоинвертором на Lundahl LL1660. Раскачка на пентоде 6Ж4 в триоде.

В данной конфигурации именно триодное звучание 6П6С мне понравилось больше пентодного.

Посередине корпуса торчит муляжом лампа 6Н8С. Может моргалку туда поставлю. Радиатор ЭД можно было прицепить сзади, но он по совместительству еще закрывает дырку от кеноторна 5Ц8С. Под цвет корпуса просится вариант из меди. В этом варианте двухтактного лампового усилителя звук лишен мыльной триодности. Не угадать, в триоде выходные лампы или в пентоде.

В усилителе на 6П13С (Стендаль) заменил кенотрон 5Ц8С на диоды и электронный дроссель. Электронный дроссель дает такое же падение как и кенотрон. Поэтому трансформатор можно не менять. Результат на лицо. Сразу прорезалась макродинамика, четкость, драйв и характер.

20 июня поездка к другу в Знаменку

Слушали биампинг. Несмотря на то, что проект еще в процессе и не до конца вымотал душу обладателю, аппарат звучит очень хорошо.

По какой-то причине этот тракт очень избирателен к звуковому материалу. Так получилось, что прослушивание началась с неудачных треков. Слышу – не то….. Фигня какая-то! Ну хоть пообщаемся, давно не виделись.

Уже начали просматривать технические нюансы, прикидывать возможный апгрейд системы. Привез с собой прибор, замеряли индуктивность выходного трансформатора. Получилось около 60Гн. Затем снова прослушивание, запустили другой альбом.

И вот красота!

Плюсы системы:

  • Относительная простота.
  • Для низкочастотной секции можно прикупить в комиссионке готовый транзисторный УНЧ.
  • Для ВЧ и СЧ строится пентодный одноламповый усилитель.
  • Нет тяжеловесных трансформаторов и огромных корпусов.
  • ВЧ-СЧ динамики не трепыхаются низкой частотой, поэтому звуки воспроизводятся с минимумом искажений.
  • Акустика практически без фильтров, а то и вовсе без них, что оставляет жизнь в звуке по максимуму.

Себе такой агрегат не буду строить по одной причине – “нельзя жениться на всех девушках”. У меня и без того гарем – три усилителя в классической архитектуре. Звук радует.

Читайте также:  25 ас-102 «вега»

НО подпереть звук по самой низкой частоте у меня точно – нужно. Хотя я сам себя боюсь. Сколько раз говорю не буду, а события разворачиваются в противоположном направлении. Могу смело рекомендовать такую систему к повторению.

С вопросами обращайтесь к автору, еще есть В.Пронин и Женя Софьин.

Выходной трансформатор

Намотал выходной трансформатор. Железо Z11 продают на китайском Алиэкспрессе. Сечение 10 кв.см., первичка 3640 витков, индуктивность 85Гн. Рядом стоит ОСД-0,3, 12кв. см. Максимум, что получалось по индуктивности – это 80Гн при 5100 витков. С 3500 витков на ОСД-0,3 максимум, что можно выжать – 45-50Гн. Это все цифры без зазора.

И вот такие конденсаторы давно на форумах я рекомендовал в качестве шунтирующих в питание. Замечательный эффект! Собирают звук в кучу, убирают мусор.

Всеми забытая 6П13С

На улице который день дождь. Самое время паять. Не очень мне нравилось звучание двухтактного усилителя на лампах 6П3С. Хороший аппарат, но не для дома. Самый раз для гулянок, танцевалок. Дома нужно что-то мелодичнее, более изысканное.

Смотрел, что по характеристикам можно воткнуть более линейное. 6П31С не проходит по напряжению в 360В анодного. Да и парафиновый у нее звук, что в однотактном варианте, что в двухтактном. В стабилизаторы ее! Решил попробовать 6П13С.

Обратите внимание

Панельки под 6П13С пришлось немного перепаять, добавить смещения, убрать ООС. Звук лампового усилителя в таком варианте очень порадовал. Долго не мог понять, что напоминает, какой усилитель, какую лампу. Вспомнил – 6С4С! Ей противопоставляют 6П31С. По параметрам оно так, но не по звуку.

По крайней мере на мой слух. Послушал несколько дней, впечатления только утвердились. Могу смело рекомендовать.

Сравнение кенотронов и диодов шоттки в Блоке питания

Забыл описать опыт возвращения кенотронов в блок питания моего лампового усилителя. Опыт ценный тем, что манипуляции проводились на одном макете, напряжение и режимы ламп были без изменений. Усилитель РР на 6П6С.

Соревновались мост на диодах шоттки с электронным дросселем с одной стороны и два в параллель 5Ц3С с железными дросселями с другой. Кенотроны проиграли, как ни печально. Отрыв по качеству звука очень заметный.

Как писал раньше, кенотроны – это хорошая история и эстетика.

Сравнение ламп: 6п9, 6ф6с и 6п6с

Поставил на выход усилителя лампы 6П9. Звучит неимоверно детально. Неоднократно читал о ее звучании. Так и есть – очень точная, очень детальная, очень благозвучная. Послушал некоторое время. Середина и высокие просто потрясающие. Такого еще не слышал. Цепляет и не отпускает.

Такое впечатление, что инструменты можно потрогать. Оценить НЧ не позволили выходные трансформаторы. У ламп сильно высокое внутреннее сопротивление. Трансформаторы нужны с индуктивностью первичной обмотки минимум на 100-120Гн и то думаю маловато будет. Как вариант – биампинг.

Лампы взяты на заметку, но такой проект только для себя любимого.

Попрробовал вариант выходного каскада на 6Ф6С. Звук получился детальный и очень прозрачный. Для слабых источников сигнала чуйки может не хватить. На этой схеме исправлена подача смещения. Как оно обычно бывает, думаешь проект закончен и тут звонит знакомый и подбрасывает идеи.

Усилитель на 6П6С претерпевает очередные изменения, вместо 6П6С воодружены 6Ф6С. Первый каскад отключен. Все пока на уровне идей и экспериментов. Подробности пропускаем, пока это не актуально. Мне показалось, что это довольно отстраненная лампа. Впечатляют отдельные звуки, но не материал в целом.

С имеющимся железом лучший вариант – 6П6С. Вполне закономерно, лампа очень недурна собой.

Ссылки по теме

Источник: http://aovox.com/creativework/341

Простой однотактный усилитель на прямонакальных триодах

?Category:
Полностью завершил работу над постройкой лампового усилителя собственной конструкции.

Однотактник без ООС с прямонакальными триодами 2А3 в выходном каскаде.

Мощность усилителя 2.5 Ватт/канал.Это мой первый проект, как сейчас принято выражаться, реализованный от начала до конца:

начиная от расчета рабочих режимов и выбора схемы подключения ламп до организации “подкапотного” пространства, подбора типов деталей и непосредственно монтажа и пайки

Предыстория

Началось всё с того, что я решил изменить подключение EL84 в своем ламповом конструкторе STA45 на псевдотриодное. Для такого включения требовалась другая нагрузка и я стал выбирать выходной трансформатор на 3.5K.

Свой выбор остановил на Daburu DA-35X, несмотря на свое тайваньское происхождение трансформатор намотан на качественном double c-core “железе” Z11. Это специальная кремнистая сталь (Silicon Grain-oriented Steel), предназначенная для изготовления трансформаторных сердечников тольщиной 0.

35mm, изготавливаемая японской Nippon Steel Corp. Такая сталь по заверениям производителей имеет большее удельное сопротивление, что положительно влияет на свойства стали, используемой для изготовления сердечников (уменьшает возникновение вихревых токов и тд. и тп.). Впрочем, уважаемое сообщество это всё и так знает.

Сказано — сделано. Трансформаторы прибыли (7кг, а не 3 за пару как указано на сайте продавца) и тут пришлось констатироваить крайне неутешительный факт: размер трансформаторов слишком велик, чтобы их разместить на небольшом стальном шасси моего STA45.

Именно наличие больших и качественных трансформаторов подтолкнуло меня к мысли не переделывать маленький пентодный усилитель, а построить новый усилитель на настоящем триоде в выходном каскаде.

Выбор ламп и схема

При выборе лампы для выходного каскада я предъявлял немного требований: линейная, способная работать на небольшом анодном напряжении (до 350V) и обязательно прямонакальная лампа. 300B я исключил из списка сразу из-за ее высокой стоимости.

По моему скромному мнению лампа — это расходник, а не средство инвестирования в старость.После недолгого исследования я довольно скоро пришел к решению, что самым подходящим триодом для моей конструкции будет 2A3.

Небольшой микрофонный эффект (большой враг прямонакальных триодов), приличная линейность и возможность получить мощность порядка 3.5 Ватт на канал — все это говорило “за” при выборе лампы для выходного каскада. Нестандартное напряжение накала 2.

5V меня не пугало, так как я решил изначально заказать универсальный силовой трансформатор Hammond с несколькими вторичными обмотками, предназначенных для накала напряжениями 6.3V, 2.5V и 5V.

Вопрос выбора смещения для меня не стоял, выбрав автосмещение с мощным резистором в катоде я перешел к самому главному — выбору рабочей точке и режиму работы выходного каскада.

Испробовал несколько режимов, в том числе интересный по звуку 272V анод-катод и 51V смешения (выпуклый и динамичный звук), но из-за граничного значения рассеяния на аноде — более 15 Ватт — я остановился на щадящем режиме 224V анод-катод и 40V смещения. В этом режиме на аноде рассеивается около 11W и на выходе дает около 2.5W на канал, чего вполне достаточно для озвучивания комнаты в 17 кв.м.Теплое сбалансированное, я бы даже сказал деликатное звучание — что еще нужно от триодного маломощного усилителя.

При выборе лампы для драйвера ничего не оставалось как последовать традициям классического лампостроения и выбрать малоточный триод с высоким коэффициентом усиления, например 6SN7 или 6SL7.

Поначалу я не хотел изобретать чего-то особого и решил взять в качестве драйвера схему J.C.Morrison`а из его «Fi Primer».

Это два каскада на половинках триода 6SN7 с непосредственной связью, казалось бы оптимальное решение — одним конденсатором меньше, но отмакетировав я получил высокий уровень искажений.

Надо отметить, что еще до сборки я пересчитал режимы каскадов и у меня не получились те значения, что предлагает J.C.Morrison в своем примере, но тем не менее я решил попробовать. Уже позже на англоязычных форумах я нашел рапорты об ошибке в этой схеме, известной также как Sun Audio SV-2A3.

Важно

В итоге я решил переделать драйверный каскад, превратив его в SRPP каскад на половинках триода 6SL7 (известной в нашей стране больше как 6H9C).

Поизучав варианты различных подключений я выбрал SRPP с подкючением нагрузки на верхний вывод катодного резистора верхнего триода (по схеме нижняя точка R5). Именно в этом подключении каскад работает как настоящий push-pull усилитель. Изюминкой каскада является на первый взгляд лишний резиcтор R6.

Его назначение выравнить токи, проходящие через верхнюю и нижнюю половинку триода. Формулу для расчета его величины я взял на сайте журнала TubeCad.

Именно такая реализация SRPP позволяет получить на выходе каскада максимальное усиление сигнала с наименьшим коэффициентом нелинейных искажений, именно такое включение позволяет получить драйверный каскад с небольшим значением выходного сопротивления.Далее следует сказать несколько слов о блоке питания.

Блок питания

В разработке блока питания я использовал консервативный подход.Выпрямитель на основе кенотрона 5U4G и сглаживающий П-фильтр (с емкостью на входе). Так как сигнал проходит и через цепи фильтра тоже я попытался избавиться здесь от электролитов. Первый после дросселя — бумаго-масляный конденсатор 2.2 микрофарады.

Читайте также:  2-х полосная ас на seas l21rnx/p и bohlender-graebener rd50

Качество этого конденсатора очень влияет на звук и поэтому я иcпользовал здесь “медный” Jensen. Два других конденсатора (по отдельной емкости на каждый каскад) пленочный Ansar 100 uF и большой 220 uF Elna Cerafine, который только формально электролитический — так точны и линейны его свойства.

Недаром Хирояши Кондо применял эти конденсаторы, наряду с Black Gate WKZ, в блоках питания своих конструкций.

Конструкция

Для размещенения узлов усилителя я выбрал просторное шасси.Все индукторы (дроссель, силовой и выходные трансформаторы) и лампы располагаются сверху, на верхней крышке.

Так как крышка изготовлена из стали, а у меня не много опыта в её обработке, сверление отверстий под ламповые панельки я доверил производителю шасси, благо такая опция была возможна. О чем, в последствии, ни разу не пожалел.Все остальные детали я расположил с обратной стороны крышки, используя навесной монтаж.

Я использовал принцип “от точки к точки”, в этом мне помогли лепестковые бакелитовые панельки.При выборе вариантов компоновки и размещения каскадов я поступился эстетическими принципами в пользу прагматических разместив входной каскад сзади, а выходной спереди (обычно делают наоборот).

Такое размещение позволило мне использовать короткие провода от входных разъемов к потенциометру — который размещается рядом с входным каскадом, применив при этом неэкранированную моножилу Kimber. Ручку потенциометра я удлинил штангой так, чтобы регулятор громкости расположить традиционно на лицевой панели усилителя.

Блок питания и выходные трансформаторы расположены как можно дальше друг от друга. Все цепи переменного и постоянного токов старался разнести друг от друга, а в случае их пересечения разместить под углом 90 градусов. Накальные цепи сделаны естественно витым проводом.

Заземление

Как известно организация “земли” самая трудоемкая задача при конструировании усилителя звуковой частоты. Пересмотрев немало решений и ознакомившись с опытом многочисленных разработчиков я решил применить метод земляной шины.В качестве шины я использовал медный проводник без изоляции сечением 2мм.Этого вполне достаточно.

При диаметере большего сечения возникнут проблемы с пайкой, так как прогреть (без перегрева) такой проводник будет уже сложно.Шина проходит через весь усилитель — от блока питания до входных разъемов, где присоединена к шасси (в одной точке). “Земли” каждого из каскадов собраны преимущественно в мини-звезды и уже потом подсоединены к шине.

Таких точек три:

  • 1-ая точка: средняя точка анодной обмотки трансформатора, земляной вывод первого конденсатора фильтра, средняя точка накальной обмотки 6.3V и земля от выходных разъемов для акустики.
  • 2-ая точка: земли выходных каскадов – резисторы утечки сетки и катодные резисторы (вкл. шунтирующие их конденсаторы);
  • 3-ая точка: земли входных каскадов, “земля” регулятора громкости и “земли” входных разъемов.

Также мне хотелось бы поделиться информацией о выборе типов компонентов, но из-за большого объема текста видимо это нужно будет сделать в следующей части (в случае, если кому-то это покажется интересным).

Отдельные благодарности участникам этого сообщества, а именно:

rock_blitz за то, что в свое время познакомил меня с ламповым звуком;
symbolith за то, что показал на примере этого сообщества, что ламповые конструкции можно собирать своими руками и это безумно интересно.
Спасибо, ребята!PS: Название для усилителя я позаимствовал у King Crimson — Level Five так назвается одна из вещей на альбоме Power To Believe.

UPDATE: Обнаружил опечатку в схеме: R6 должно быть номиналом 14K4. Исправленную схему залил.

Источник: https://tubesound-ru.livejournal.com/149585.html

Однотактный ламповый усилитель на 6Н8С-6Ф6С

Однотактный ламповый усилитель на 6Н8С-6Ф6С.
 

Идея собственного повторения одной из классических схем пришла после изготовления нескольких прекрасно работающих мощных двухтактных ламповых схем. Было желание оценить самому, без «подсказок», чем же так отличается звук «однотактников», и в чём его привлекательность для очень многих радиолюбителей? Не миф ли это? Или очередная мода.

Если уж замахиваться на такое дело, то пришлось решиться на выбор определённой элементной базы, ограничив её древними, почти «ископаемыми» октальными лампами. Тем не менее они оказались достаточно доступными.

Итак, применяем «чисто звуковые» лампы, разработанные без спешки и суеты в первой половине прошлого века. На входе пробую ряд 6Н7С, 6Н8С, 6Н9С, на выход – 6П3С, 6Ф6С, 6П6С.

Определил требования к схеме. Она должна быть простой, максимально стабильной во времени, не требовать периодических подстроек, и надёжной. Также очень важное условие: она не должна содержать электролитических конденсаторов в цепи прохождения сигнала. Ваять уж, так по максимуму! Выходной трансформатор выбираю доступный, из какой-нибудь старой аппаратуры.

Схемотехника. Выбрал входной каскад СРПП на двойном триоде, для обеспечения пониженного выходного сопротивления, выходной каскад – с автоматическим смещением.

Начну с конца. На выход быстрее всего нашлись трансформаторы ТВЗ-1-9. Они были доработаны по проверенной многими методике – сверху домотаны 58 витков вторички проводом ПЭВ-2 диам. . Обмотки вторички соединены последовательно, для работы на нагрузку 8 Ом.

Ни в одном из заводских ТВЗ-1-9 не стояла немагнитная прокладка, поставил кабельную бумагу . толщиной. Стянул обойму транса в тисках. Но в парафине не проваривал. И не только потому, что это опасно, играться с такими температурами, но и подумалось, что заливка парафина обязательно увеличит вредные межобмоточные ёмкости.

Диэлектрическая постоянная воздуха 1,0006 а парафина 1,9-2,2. Вот так-то. Хорошее дело – справочник под руками!

После отладки разных вариантов схемы с обязательной установкой оптимальных режимов для каждой входной лампы и после многих часов и дней копчения канифолью определился с окончательным вариантом схемы. Она представлена на Рис 1.

Рис 1. Схема усилителя.

Достаточно «заезженная» схема, по моему мнению, серьёзно усовершенствована. А усовершенствования вот какие.

Модернизирован входной каскад введением генератора тока на высоколинейном германиевом транзисторе в цепь катода верхнего триода.

Сопротивление нагрузки  для нижнего триода СРПП увеличилось на порядок, что резко улучшило линейность всего первого   каскада и  повысило его  усиление с 10 до 16.

Первый каскад в итоге стал ограничивать сигнал позже выходного.  Генератор тока смонитрован на отдельной микроплате. 

Исключён электролит из катодной цепи входной лампы. Вместо него установлен плёночный С2.

Он начинает работать выше 12 кГц, компенсирует завал АЧХ выходного трансформатора на высоких частотах и одновременно компенсирует поворот фазы сигнала, возникающий по той же причине. Его установка очень заметно улучшает звук.

В катодной цепи выходной лампы стоит металлобумажный С6. Подбирался также номинал сеточного резистора R6. Уменьшение его номинала заметно ухудшает звук, как и увеличение больше указанного номинала.

Номинал межкаскадного конденсатора С4 нельзя уменьшать, немного увеличивать допустимо. Его марка полистирольный МПГО на 250 В, можно применить МБГЧ.

Другие детали. Резисторы МЛТ, R9 мощностью не менее 2 Вт. Регуляторы громкости R1 по каналам раздельные. Конденсаторы С1 и С5 металлобумажные марки МБГО. С2 любой плёночный или бумажный.

Налаживание. Резистором R3 устанавливается ток через лампу 6Н8С в пределах 8+0,5 мА по падению напряжения на этом резисторе.

Резистором R4 выставляется напряжение на катоде верхней половины лампы 175+5 В. Ток покоя выходной лампы регулируется резистором R9.

Для лампы 6П3С его значение устанавливаем в пределах 50-60 мА, 6Ф6С не более 40 мА, 6П6С – 45 мА

Блок питания без особенностей (Рис. 2) Фон практически отсутствует. Применён дроссель с лампового приёмника с низким сопротивлением обмотки и электролитический конденсатор от фотовспышки. Для исключения пробоя участка катод-подогреватель введена цепочка R1R2.

Силовой трансформатор от старого лампового приёмника.

Усилитель смонтирован на силуминовом шасси. По левой стороне подвала расположен левый канал, по правой – правый. В средней части установлены элементы блока питания. Силовой трансформатор защищён колпаком из алюминия. Боковые и передняя стенки из ламинированной шпоном красного дерева фанеры толщиной . Силуминовое шасси накрыто фальшпанелью из текстолита.

Рис. 2 Блок питания.

Самое удивительное было то, что достаточно незатейливый, простецкий выходной трансформатор уверенно «чувствовал» замену входных ламп! Сравнивал так: один канал макета с одной входной лампой, второй на другой. И быстрое переключение нагрузки тумблером. Выходные лампы подобрал с практически  одинаковым характеристикам, из одной партии.

Качество звука улучшалось в ряду 6Н9С, 6Н7С, 6Н8С. Так как у ламп 6Н7С катод общий, то их макетировал по две, запаралелив соответствующие электроды. Между 6Н9С и 6Н7С, 6Н8С разница заметна сильно, между 6Н7С, 6Н8С уже гораздо меньше. Лучшей на входе оказалась 6Н8С. Да и кому захочется тратить целых два баллона «семёрки»!

Чувствительность выходной лампы к выходному сопротивлению предыдущего каскада связываю не с «прокачкой» её входных ёмкостей, а с особенностями захода в область сеточных токов. Усилитель всё-таки маломощный. Симметричность и форма ограничения полуволн сигнала в этом случае очень важны.

То же самое было и на выходе. Лампы 6Ф6С и 6П6С давали очень похожий звук, но 6Ф6С как-то чуть поярче, на ней и остановился. Хотя разница между ними едва уловима. 6П3С работала более ровно, звук был как бы «аналитичный», немного суховатый.

Совет

Для прослушки использовалась трёхполосная закрытая акустическая система с винтажными немецкими динамиками, двумя . низкочастотниками, купольной . серединой и . купольным твитером. Чувствительность 88 дБ/Вт/м. Также проверялся он на акустике с 6ГД-1.

Читайте также:  Типы звучания акустики

На фото вид усилителя спереди и со стороны  задней панели.

Громкость звука в обоих вариантах стерео была вполне достаточной для средней жилой комнаты. Поэтому специально и не привожу данные по «ваттам» выходной мощности. Усилитель очень подходит для инструментально-вокальной музыки, джаза, особенно для расслабления в комфортной обстановке после трудового дня. Работает от любого источника сигнала.

Внешний вид готового усилителя.

Рекомендую для повторения.

Обсуждение на форуме:

http://devicemusic.ucoz.ru/forum/4-2-1

Источник: http://devicemusic.ucoz.ru/index/86-1-5-1

Ламповый усилитель своими руками на 6п6с и 6н9с(часть 4)

И так решил я сделать ламповый усилитель, купив новые лампы, площадки, найдя два корпуса от блоков питания (один дома один на работе) в субботу с утра я начал сверлить и скребстись напильником. 🙂

Соседи мужественно не сказали не слово.

Я купил лампы 6н9с (можно использовать 6н2п) и две (навсякий пожарный) 6п6с (можно использовать 6п43п-е). Ламповый усилитель на 6п43-п.

6н9с распиновка лампы.

6п6с распиновка лампы.

схема осталась таже. Схема лампового усилителя приведенная ниже построена на 6н2п и 6п43п-е все работает и даже чуть громче чем 6п6с. Так что решайте сами на чем будете паять. Мне лично звук больше понравился у 6п6с, он более старый тот на котором играли старые рокенрольшики.

Собственно два блока питания скручиваем вместе. у них есть удобные ножки с резьбой на которые при желании можно либо текстолит прикрутить либо фиксаторы для провода (общий) на который с монтируются все детали.

Площадки для ламп покупал дорогие, с керамической основой.

Внимательно смотрим где сверлить дырки.

Из эстетических соображений корпус был покрашен!

Трансформаторы и все что отвечает за звук было смонтировано в одной половине. Вcе что отвечало за питание в другой половине. Обусловлено тем что при разнесении выходного трансформатора появляются наводки а для лампового усилителя расположение деталей очень важно.

Плату питания выполнял на текстолите использовал диодный мост (можно поставить кенотрон но надо другой ТАН трансформатор), добавился только дроссель из старого телевизора (Дроссель использовал Д22 – использовал только основную обмотку 1-2, ставил в разрыв “+” сразу после диодного моста, хоть он и низковольтный но все работало без проблем работает, купил его у чела на рынке в Царицино, за 50р так что не тратьте деньги на заграничный (350 – 600р) подходят и советские! ), и пару конденсаторов а 100mKf*450v. Также незабываем шунтировать двумя 100 Ом резисторами накал лампы 6,3 вольта.

Еще по блокам питания: Я использовал самый обыкновенный диодный мост но не забываем что на выходе трансформатора в моем случае бло 240 вольт так что полупроводниковые резисторы ставим с учетом большего чем 220 вольт напряжения.

Так же не стоит забывать что после диодного моста напряжение повышается (240*1,4=336 вольт, коэффициент = 1,4) и получаем напряжение после диодного моста.

Обратите внимание

Из практических рекомендаций: если делаете на диодном мосте а не на кенотроне, то очень удобно всю плату питания смонтировать на текстолит.

Корпус усилителя был жестко заземлен. НО! При первом пуске он не заработал. Я сначала подумал что общего провода хватит с корпуса – не хватило пока не припаял отдельно провод от блока питания на общий к лампам не чего не заработало. Весь остальной монтаж сделан нависной. Наводок и замыканий нет. Все пропаяно и заизолирована кембриками.

Ну и собственно вот так вот все это светиться в темноте.

В журнале радио от 1961 №9 я нашел вот такую вот схему. Так что при желании можно сделать что то подобное, громкость увеличиться но не забываем про то что громкость это еще на самое важное! Динамик надо ставить хороший, сейчас можно купить гитарный динамик на 15 ват за 1000р. чего будет достаточно, даже я бы сказал на вырост.

Хочу разбить двойной триод и в первый сообразить сие. Купив нормальный динамик можно собрать отлияного качества ламповый усилитель своими руками.

Вот как то так все выглядит в полузакрытом варианте.

Все готово подключено и работает. Единственное что хочется еще доделать это распоралелить двойной триод, и поставить кенотрон вместо диодного моста . Но с кенотроном похоже облом там нужна обмотка полупериод, в моем случае (ТАН 10-220-50 –200*2шт,180*2шт,20*2шт, 6,3*2шт) можно только 180+180 что будет много для ламп. Так что боюсь что придется довольствоваться диодным мостом.

Выходной трансформатор для 6п6с я использовал ТВЗ-1-2 (можно использовать любой из этой серии), можно конечно что то самому по мотать, но это на ваше усмотрение. Для двухтактного усилителя на 6п6с выходной трансформатор я использовал ТПП 245-127/220-50, первичные обмотки как раз в тему для разбитие на полупериоды от ламп, а вторичные 15-16 и 17-18 то есть 10+10 вольтовые обмотки.

В итоге получился милый пусть не очень громкий но очень качественный ламповый усилитель собранный своими руками.

Возникнут вопросы пишите на электронную почту.

roma.bos.ru@yandex.ru

Знаю что сложно решиться на подобное свершения но все детали можно достать (по крайней мере в москве).

Радиолампы и трансформаторы

Важно

sp – Из личного опята. Трансформаторы лучше накрыть какой нибудь коробкой, иначе жена весь мозг съест.

Думаю будет интересно ламповый комбик

Источник: https://shivelier.livejournal.com/28537.html

Классический SE усилитель на 6Г2-6П31С

       Классический  SE усилитель на 6Г2-6П31С.

О  великолепных звуковых качествах  ламп 6Г2, 6Г7, а также выходных 6П31С, я узнал из публикаций А.И.Манакова. При создании этой конструкции, преследовалась идея построить простой, недорогой однотактный  усилитель с хорошим звучанием.

В усилителе нет дефицитных и сверх дорогих комплектующих. Электролитические конденсаторы могут быть любой другой марки.

  Хотя , при замене,  возможно как улучшение, так и ухудшение полученного результата, в зависимости от применённых деталей.

Схема усилителя, вполне традиционна. Здесь Вы не увидите, ни модной, в настоящее время, непосредственной связи между каскадами, ни межкаскадных трансформаторов. Всё достаточно просто, никакой экзотики. Драйвер с резистивной нагрузкой и емкостная связь с выходным каскадом.

Изначально, данная схема опробовалась с пентодным драйвером на 6Ж8. Играло очень неплохо, но триодный на 6Г2 победил безоговорочно. Про лампы 6Г2 и близкие к ним 6Г7, хочется сказать много хорошего, но буду краток. Они линейны, имеют очень душевную, музыкальную звуковую сигнатуру.

Из личных рецептов приготовления, могу посоветовать не нагружать эти лампы на нагрузку составляющую больше 3Ri . Они звучат намного лучше при небольших значениях альфа, равном 1-2Ri.

При этом не остаётся и следа от мутноватости и замыленности, на которые жаловались многие, кто пытался получить от них высокое усиление, нагружая их на большую нагрузку при очень малых значениях анодного тока.

Совет

В данной схеме, для 6Г2, выбран режим, при котором внутреннее сопротивление 6Г2 составляет около 80кОм  ,  анодная нагрузка равна 150кОм. Можно уменьшить анодную нагрузку до 120кОм, рост искажений при этом незначителен, а динамика звучания только выигрывает.

На форумах неоднократно слышал такую вещь, что недопустимо использовать лампы подобные 6Г2, при сопротивлении в сетке последующего каскада ненамного больше их внутреннего сопротивления. Но, хотелось бы заметить, что это вполне штатный режим для этих ламп. Т.е.

, судя по приведённому графику из справочного издания, уменьшение гридлика выходной лампы до 100кОм вполне допустимо и на практике это влияет лишь на некоторое снижение коэффициента усиления.

На схеме только один канал усилителя. Не изображены накальные цепи. Они не имеют никаких особенностей. На каждую лампу своя обмотка, заземлённая через виртуальную среднюю точку, составленную из двух резисторов по 200ом.

Межкаскадные конденсаторы –  винтажные  МКВ, на второе место я бы поставил отечественные К40-У9. В катодах 6Г2 стоят биполярные БлэкГейты серии NX.

Вид на монтаж:

В усилителе применено фиксированное смещение ламп выходного каскада. Выходные трансформаторы намотаны на витых сердечниках, сталь  3413, сечение 12кв.см. Можно использовать сердечники от ОСМ-0,16.

Первичная обмотка содержит 3200витков провода ПЭВ2 – 0,25, вторичная –  4 последовательно -параллельных секции по 126витков провода ПЭТВ – 0,6(по два слоя в каждой секции). Секционирование:  3 секции первички+4вторички. Активное сопротивление первички около 280ом.

Сопротивление по переменному току, с учетом приведённых сопротивлений, составляет порядка 4,3кОм/6ом.

Трансформатор для блока питания намотан на  базе сердечника от телевизионного ТСШ170.

Мощность усилителя  до 3,5-4Ватт, при чувствительности 1В.

 г.Тула 2009г.

 Горнов Дмитрий. 

Источник: http://ulfdiysound.ucoz.ru/publ/moi_stati/klassicheskij_se_usilitel_na_6g2_6p31s/1-1-0-10

Ссылка на основную публикацию